Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 136 частности, на М. И. Бенюмова, который отмечает: «Процесс творчества превращается в своеобразный диалог творца с создаваемой им художественной конструкцией. Сравнивая реальные впечатления с замыслом и фиксируя возникающие несовпадения, художник уточняет не только материальную форму, но и (что особенно важно) внутреннее видение. Его фантазия питается импульсами, идущими от восприятия, от живых, непосредственных впечатлений» [5, с. 22]. Рефлексия феномена музыкального образования и воспитания с точки зрения его ценности показывает, что наблюдающаяся сегодня утилитарная ориентация преподавания в китайских музыкальных учреждениях становится все более серьезной, что его художественная направленность теряет свою первоначальную привлекательность. Дети, музыкальное обучение которых направлено на совершенствование игрового исполнительства (быстрота пальцев и т.п.), не могут оценить реальную художественную ценность произведения, его идейную тематику, его гуманистическую направленность на чувства и слушателя, и самого исполнителя [см.: 13, с. 4-5]. С учетом сказанного, мы приходим к обобщению, что в современном китайском обществе в условиях социальных и культурных трансформаций и под объективным влиянием мировых интеграционных процессов музыкальное образование все более становится утилитарным, начиная уже с первичной стадии семейного обучения. Одновременно его художественный потенциал слабеет. По этой причине происходит подмена аксиологии музыкального образования ее симулякром, «настоящего искусства» псевдоискусством. Музыка становится высоко рейтинговым «культурным товаром», а то и хорошо раскрученным брендом. Все это размывает ценность художественного творчества как такового, не позволяет в полной мере начинающим юным музыкантам по-настоящему оценить очарование искусства. Мы полагаем, что в настоящее время в КНР обозначилась тенденция, отдающая приоритеты рационально-утилитарному подходу в сфере музыкально-образовательной культуры. И это понятно: сегодня в КНР в рамках стратегического курса и политики «культурной индустрии» большое внимание уделяется процессам рыночных механизмов в сфере производства культуры. Провозглашается, что именно такие механизмы должны стать «основной силой в распределении культурных источников, в строительстве макросистем управления культурой, в сферах производства культуры и услуг, имеющих высокую эффективность» [2, с. 29]. То есть, речь идет о «воспитании субъекта культурного рынка нового типа, который станет основной силой развития культурной индустрии, субъектом инноваций в культуре [7; 10; 11]. Однако, нужно учитывать, что в ряду основных принципов китайской культуры, в том числе и культуры музыкального исполнительства находится установка, суть которой выражает формула: «Видеть идеал в древности». Отсюда основным оценочным критерием «правильности» всякой деятельности (вне зависимости от сферы приложения) является показатель и критерий ее древности. Данный принцип, во-первых, положен в основание традиционной и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=