Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 135 игре на выбранном им музыкальном инструменте. Прилагают усилия, чтобы он повышал свое мастерство, и при наличии явно проявляющейся одаренности стремятся дать сыну или дочери настоящее музыкальное образование, сделав его первой ступенью профессиональной музыкальной лестницы [10, с. 101]. Другая часть родителей стремится дать ребенку музыкальное образование из престижных соображений. Корни воспитания человека посредством музыки уходят далеко в историю Древнего Китая, правители которого считали этот вопрос вопросом государственной политики [8; 9]. Несомненно, музыка играла немалую роль в развитии государства. Ведь выходцы из средних слоев, самостоятельно овладевавшие этими двумя условиями приема на государственную службу, были, несомненно, способными (возможно, и талантливыми) людьми, целеустремленными, прилагающими усилия для того, чтобы на конкурсных условиях получить место в государственной структуре [9, с. 303]. В подтверждение своей мысли обратимся к следующему фрагменту из Лунь Юй – Беседы и суждения, одному из важнейших источников конфуцианства: «Учитель сказал: «Те, кто сначала изучал «Правила» и музыку, а потом становились чиновниками – обычные люди, не имевшие рангов и жалований. Те, которые сначала становились чиновникам и лишь потом изучали Правила и музыку, дети цинов и дафу. Если бы мне понадобились способные, то я выбрал бы из тех, кто начал с изучения (цины и дафу – аристократия)» [4]. Следует сказать, что в значительной части китайских школ академические занятия музыкой (поурочная система) являются малоэффективными для достижения качественной «музыкальной образованности» (один час музыки в неделю явно не достаточен). Во многом это, по нашим личным наблюдениям, является первопричиной низкого уровня знаний учащихся по этому предмету. Не секрет, что некоторые учителя музыки, чтобы улучшить успеваемость своих обучаемых, прибегают к практике так называемых уроков музыкального самообучения. Собственно, это говорит о том, что обучающимся в данных музыкальных учебных заведениях трудно, а порой практически невозможно получить полноценное и качественное музыкальное образование. Такое положение привело уже сегодня к тому, что традиционная система музыкального образования на школьном этапе не может удовлетворить потребности родителей, а также и тех учащихся, которые хотят серьезно изучать музыку, думают о продолжении обучения в профильных музыкальных учебных заведениях. Сложившуюся на сегодняшний день в Китае модель массового музыкального образования отягощает, на наш взгляд, тот факт, что не достаточная роль отводится пониманию значимости такого компонента музыкальной исполнительской культуры, как уровень импровизации в исполнении музыкального произведения. А ведь именно мастерство импровизации поднимает музыканта к вершинам исполнительства, наполняющим произведение высоким духовным содержанием, когда музыка благотворным образом воздействует на духовную сферу человека. Сошлемся, в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=