Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 134 одной стороны, и художественной ценностью «воспитания музыкой», восходящей к культурной традиции Древнего Китая, с другой. Мы постараемся осмыслить данную тенденцию с точки зрения аксиологической значимости художественного творчества как универсальной культурной практики. В данном контексте мы сразу же перейдем к проблемным вопросам, связанным с несовершенной, как нам представляется, системой музыкального обучения детей в Китае. Одновременно укажем на специфику китайского музыкального обучения. Она, во-первых, связана с отношением к музыке как к национальной ценности: эта парадигма, в основе которой лежит принцип «уважения к древности», культивируемая на протяжении всей китайской истории, и которая сохраняется на государственном уровне в условиях «нового Китая». Во-вторых, вся музыкальная подготовка китайских музыкантов по- прежнему устойчиво базируется на первичном звене, которое составляет семейное «воспитание музыкой». Разумеется, присутствуют и другие характерные особенности овладения китайской молодежью основами музыкально-исполнительской культуры. В настоящий момент ситуация такова, что многие родители в Китае, чтобы выяснить интерес своего ребенка к тому или иному музыкальному инструменту, в очень раннем возрасте (как правило, в возрасте 4-6 лет), отдают детей в музыкальные учебные заведении за пределами «обычной» школы. При этом сразу же стоит задача выбора наиболее предпочтительного музыкального инструмента для обучения ребенка игре на нем, в связи с чем обязательным является предварительная консультация с учителем конкретного музыкального заведения. К сожалению, не многие из будущих учеников действительно заинтересованы в инструментах, которые они выбирают и действительно хотят учиться музыке. Как правило (это показывает практика нашей собственной работы с таким контингентом), большинство детей, осуществляя выбор инструмента, проявляют не более чем «простое» сиюминутное любопытство, что вполне естественно для их раннего возраста. Кроме того, как показывает та же практика, часто выбор инструмента – вынужденное явление, поскольку происходит это или по просьбе родителей, или под их давлением. Разумеется, при этом решающем является рекомендация музыкального педагога, которая, надо полагать, нисколько не идет в разрез с желанием родителя (а шире – семьи). И на то есть своя причина, обусловленная достаточно часто меркантильным, прагматичным фактором, в рамках которого педагог напрямую заинтересован в количественной наполняемости и комплектации собственного контингента учеников. Как говорится, материальный интерес и сегодня остается двигателем прогресса в условиях рыночной экономики [12, с. 125]. В настоящее время существует достаточно большое количество научных исследований по проблеме музыкального образования детей в КНР. При этом выясняется, что интерес родителей дать своим детям музыкальное образование не однозначен. Одна часть искреннее руководствуется склонностью ребенка, видя, что их ребенок действительно проявляет подлинный интерес к музыке, к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=