Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 13 состояние героя, меняет его мировидение. Движение может способствовать изменению взаимоотношений людей, такие случаи также представлены в сюжетах «народных рассказов». Наконец, движение приводит к смерти главного героя, рассказ с подобным содержанием мы также встречаемся в рассматриваемом цикле. В целом трудно себе представить какую-либо сторону человеческой жизни и какой-либо аспект деятельности человека, который не связан с движением. Существуя, мы двигаемся. Важно понимать, что движение может быть представлено как физическое перемещение и может быть связано с какими-либо изменениями внутренними (духовными, интеллектуальными). Напомним, что движение толкуется следующим образом: «Понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции – с самых ее истоков – конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). … В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элементарной частицы без траектории и др.)» [2]. Представленное толкование дает если не абсолютное, то довольно полное понимание движения как многогранного феномена, пронизывающего все сферы жизни человека. Для проведения настоящего исследования такое сложное представление о движении является очень важным, поскольку мы постараемся на материалах нескольких произведений, входящих в цикл «народных рассказов» Л. Н. Толстого, постичь особенности репрезентации движения в ткани художественного повествования. А именно мы бы хотели определить, как пересекается в текстах рассказов понимание физического движения, с которым, как мы отметили выше, мы сталкиваемся на страницах рассказов довольно часто, с движением духовным. Для определения связи языковых и смысловых элементов в текстах рассказов необходимо обратиться к их содержанию и идейно-смысловому наполнению. В данном исследовании мы касаемся двух произведений. Рассказы «Чем люди живы» и «Где любовь, там и Бог», на наш взгляд, близки целым рядом формальных и содержательных аспектов. Главными героями в указанных произведениях являются сапожники. И тот и другой зарабатывают на жизнь тяжелым трудом, бедствуют. И в рассказе «Чем люди живы», и в рассказе «Где любовь, там и Бог» главные герои, Семен и Мартын, находятся в состоянии некоторого замешательства, выбора. Один рассуждает на дороге о том, подойти ли к ангелу в облике человека: ведь и без этого сложно жить, неизвестно, кто это, жена ругать будет, что лишний рот с собой привел. Другой находится в состоянии отчаяния и одиночества, не видит радости после смерти

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=