Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 125 С. И. Шампарова Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Арзамасский филиал ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ ОБРАЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В АМЕРИКАНСКИХ СМИ (КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ) В общественном сознании лидер – это отражение всей страны и культуры в целом. По образу политического лидера можно судить о культурологических особенностях государства и о национальном характере всех его жителей. Более того, лидер страны – наиболее обсуждаемая фигура в СМИ и на телевидении. Это подтверждает, что именно его образ формирует образ страны в общественном сознании. В статье рассматривается понятие «лидерства» и его связь с культурологическим образом. Автор выделяет образы советских и российских лидеров (Л. И. Брежнева, М. С. Горбачева, В. В. Путина) в американском медийном дискурсе, прослеживая динамику изменения данного образа. Ключевые слова: лидер, образ, общественное сознание, идеология, президент, Россия, Леонид Брежнев, Михаил Горбачев, Владимир Путин, СМИ, медиа-дискурс. S. I. Shamparova National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas, Russia) IDEOLOGICAL MEANINGS OF THE IMAGE OF A POLITICAL LEADER IN THE AMERICAN MEDIA (CULTURAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS) In the public mind, a leader is a reflection of the entire country and culture as a whole. Analyzing the image of a political leader one can judge the cultural characteristics of the state and the national character of its inhabitants. Moreover, the country's leader is the most discussed figure in the media and on television. This confirms that the leader's image shapes the image of the country in the public consciousness. The article deals with the concept of "leadership" and its connection with the cultural context. The author highlights the images of Soviet and Russian leaders (L. I. Brezhnev, M. S. Gorbachev, V. V. Putin) in the American media disourse, tracing the dynamics of changes in this image. Keywords: leader, image, public consciousness, President, Russia, Leonid Brezhnev, Mikhail Gorbachev, Vladimir Putin, mass media, media discourse. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-4-125-132 Само понятие «лидер» происходит от английского «lead» – вести. Соответственно, лидер – тот, кто ведет за собой. Однако в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой первое значение данного слова имеет политическую коннотацию: глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей [1, c. 326]. Так, в общественном сознании складывается, прежде всего, образ именно лидера-политика, управляющий государством. Но понимание образа политического неразрывно связано с пониманием образа, как целостной системы представлений человека о предметах и явлений материального мира в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=