Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 122 проходит через стирание грани между потусторонним и посюсторонним. Это и было совершено на кресте. Совершенная жертва являлась упразднением грани. Гранью являлось то, что сердце человека было закрыто для благодати. А сердце человека – это отражение земли. Сама земля закрылась от благодати. И чтобы она вновь открылась, нужно было совершить переворот в душе человека. «Душа должна была отдаться Богу безгранично, беззаветно, всей полнотой своей жизни и воли. Когда Сын человеческий принес Богу эту совершенную жертву, человеку отворились небеса и высшая тайна мирового смысла стала явной на земле. Обе линии человеческой жизни разом преисполнились божественной силы. – Крест стал животворящим. – Тут разрешение всей мировой скорби, тот яркий свет смысла, коим разом озаряются бесчисленные круги жизни природы и человечества» [14, с. 59]. Значение креста в христианстве огромно. Крест как явление совершенной Божественной любви, символ Вечной жизни. Он оберегает от бесов и нечистой силы. Православная церковь 27 сентября установила в праздник Воздвижения Креста Господня поклоняться Честному и Животворящему кресту, на котором Господь и Спаситель перенес величайшие страдания ради нашего спасения. Праздник входит в число двунадесяти (главных) праздников, потому что Крест Господень – это не только предмет, связанный с жизнью и казнью Иисуса Христа, но и орудие Искупления Спасителем греха человека. Крест Господень стал средством спасения и символом спасения человека. Во время всенощной службы этого праздника на середину храма выносят крест, поклоняются и поют: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим». А в соборных храмах и монастырях поклонению кресту предшествует его воздвижение – крест медленно и высоко поднимают три раза. «На этом Кресте, по словам церковных песнопений, «смерть умерщвляется», для нас Крест Христов – божественная лестница, «ею же восходим на небеса»; спасительное древо – «орудие мира, непобедимая победа». Теперь для христиан «Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкви; Крест – царей держава; Крест – верных утверждение; Крест – ангелов слава и демонов язва. Очень хорошо кресты просматриваются в христианских храмах, убранстве алтарей, в церковных облачениях, в резьбе, на храмовых куполах. В архитектурных сооружениях храмов взят принцип организации храмового пространства и главных несущих опорных конструкций по типу креста с возведением в центре купола. План здания расчленяется крестом с перекрещением в центре. Подобную конструкцию имеют многие храмы на Руси. Например, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, Собор Василия Блаженного в Москве, Успенский собор Московского Кремля. В быту крест как символ воспринимается еще и как один из самых действенных оберегов. Например, особо верующие, соля еду, творят одновременно крестное знамение, как бы неся на пищу частицу Божественной благодати. Таким образом, образ Мирового Древа, часто встречающийся в орнаментальном искусстве разных народов, включая и русский, претерпел значительную эволюцию: от языческих представлений, служа главным образом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=