Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 121 веры, символом победы над смертью и спасения человека. Это же символическое значение несут и кресты на куполах христианских храмов. А если вспомнить Светлое христово Воскресение (Пасха) – самый главный православный праздник. А слова «Христос воскресе!» значат спасение и победа, преодоление материи. «Ибо божественный совершенный дух не подчинен материи, и любое страдание ради Христа увенчивается победой, а все доброе должно страдать, чтобы воскреснуть» - писал И. А. Ильин [5, с. 91]. В песнопениях православия праздник Пасхи называют: «Праздников праздник и торжество торжеств». В этот день отмечают торжество состоявшегося спасения и победы Божественной Любви над смертью. Людям был указан Христом путь спасения мира и каждого отдельно взятого человека через веру в Господа и следование за Ним. В православной традиции также каждое воскресенье считается праздничным днем в честь Воскресения Спасителя. Считается, что до Воскресения Христова даже праведники находились в аду, а их освобождение было совершено Спасителем. Крест стал символом высочайшей чести и славы, символом искупительной благодати. Христос нес свой крест и допустил распять себя на нем для спасения всего рода человеческого, но сказал, что: «никто не может быть его учеником, если не последует за ним, неся свой крест». Это значит, что нужно вести борьбу с грехами, на которые толкает диавол. Чтобы спастись от его происков верующие ищут спасение в кресте, читают Молитву Животворящему Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» [12, с. 82]. Крест у каждого человека свой, крест скорби и страдания земной жизни. При распятии на кресте Христос переживает страдания всего мира и всю адскую мощь греха уничтожает, прежде всего, в Самом Себе. В результате происходит победа над грехом. Смерть бессильна перед Спасителем, она не может взять Его душу. Богочеловек Сам желает принять кончину. Своей смертью Всесильный показывает Свою любовь к человеку. Е. Н. Трубецкой писал: «Совершенная жертва Христова спасает человека не как действующее извне колдовство, а как духовное воздействие, освобождающее его природу, лишь при условии самостоятельного самоопределения его воли» [13, с. 245]. Смерть Спасителя не была торжеством смерти, хотя Он умер как человек. Но Богочеловек принимает эту смерть для того, чтобы окончательно разрушить ее господство. К теме Живого Древа и Креста Господня обращались также русские философы Серебряного века. Так, например, Е. Н. Трубецкой в своей книге «Смысл жизни» писал: «Раз сочетались в мире два начала – Бог стал человеком и понес его крестную муку, а человек стал сыном Божиим, тем самым весь мир осенен животворящим крестом, оба жизненные пути его наполнились смыслом – и путь горизонтальный, в пределах земного плана, и путь вертикальный подъем и высший план» [9, с. 49]. Далее Е. Н. Трубецкой утверждал, что ни одна отдельно взятая линия не может быть оправдана. Только в скрещении этих двух линий находится оправдание жизни. Смысл жизни над бессмыслицей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=