Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 114 of people. This article looks into the semantic meaning of the Tree of Life in the Russian Orthodox background. The symbol of the Tree of Life performs the function of freeing a person from being absorbed by the mundane everyday life, helps them to comprehend the world of being, their own destiny, their path and their goal in life, contributes to the connection of the spiritual and material worlds. The Holy Cross is a symbol of Christ crucified and at the same time, it is a symbol of salvation of a person and the humanity. Keywords: World Tree, Tree of Life, Holy Cross, Christianity, cross, Christ crucified, suffering, belief, Saviour, redemption. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-4-113-124 У каждого народа существует орнаментальное искусство, соответствующее его культуре. В орнаментальном искусстве многих стран и в русском народном искусстве часто встречается стилизованный образ Мирового Древа, пришедший из глубокой языческой древности. Да и само слово «древо» производно от слова «древнее» [4, с. 10]. В народном творчестве Мировое Древо – служит либо символом жизни (зеленое, цветущее), либо смерти (мертвое, засохшее). Возникает вопрос: почему образ Древа встречается практически у всех народов, включая и русский? В языческие времена этот образ выполнял в основном функцию оберегов, защиты человека в физическом смысле и от злых духов. Несмотря на разнообразие вариантов Мирового Древа у разных народов, их смысловая нагрузка и символическое значение в основном совпадают. Например, у древних славян Мировое Древо – это символ, который соединяет повседневную жизнь с духовным миром. Древние славяне использовали символику Древа и для описания структуры мира. В их представлениях оно тесно связано с членением пространства по вертикали (небо – земля – преисподняя). Таким образом, Мировое Древо как бы разделило мир на три яруса, где крона ассоциируется с Небом или небесным миром (правью), ствол – с землей и человеческой реальной жизнью (явью), корни – с подземным океаном (навью) [1, с. 91]. В образе Мирового Древа запечатлена троичная система космогенеза, репрезентировавшая реальный мир из трех классов живых существ (птицы, животные, земноводные), из трех временных модусов (прошлое, настоящее, будущее), из трех частей тела (голова, туловище, ноги), из трех природных стихий (огонь, земля, вода) [8 с. 23]. Мировое Древо – символ, сводящийся к единой оси. Важно отметить то, что «центральное место» (ствол) является зоной особой сакральности, так как является непосредственной связью трех основных пластов вертикальной иерархии мироустройства – подземного, земного и небесного. Иначе говоря, «Мировая гора», «дерево» или «столб» предстают в качестве функции «оси», как главный конструктивный элемент этой связи, выполняющий коммуникативную задачу; эта «ось» - одновременно и «лестница» между мертвыми, живыми и «высшими силами», потому что на «горе», «дереве» или «столбе» обитает «творец мира» (демиург). Таким образом, Мировое Древо соединяет все воедино и в результате становится осью и столпом, главной опорой мира [7, с. 54]. Мировое Дерево является центральным символом славянской мифологии, обозначая неисчерпаемый источник жизненных сил и постоянно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=