Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 103 вернуться рассказчик отвечает глупым «легкомыслием». Когда же он всё-таки решает повернуть назад, дороги уже не видно, кругом «ад кромешный» [10, c. 417], который всё усиливается. И тогда герою становится страшно не просто из-за неминуемой смерти, а от мысли о том, что ««без подготовки», прямо отсюда – туда » [10, c. 418]. Мальчик-кучер начинает молиться. Герой хочет ему последовать, но – «не вспомнил» ни «Богородицу», ни «Отче наш». «Время тогда пропало» [10, c. 420]: герой не может отследить, сколько они «были в забытьи» [10, c. 420]. Из этого состояния их выводит «церковный колокол, благовест» [10, c. 420], и, идя на этот звук, герои добираются до «огонька» дома священника отца Семёна. Священник рассказывает «сказку-быль» о том, как во сне ему трижды «настойчивый голос» [10, c. 422] приказал звонить в колокол, потому что «путники замерзают» [10, c. 422]. И такая в священнике «вера возгорелась, что поставил на окошко восковую свечку и отворил ставню. И поджидал, молясь у окна» [10, c. 422]. В рассказе есть элемент мотива размышления о чуде: «почему такое благоволение – не по адресу? Избранники – то не очень достойные попались» [10, c. 413]. Есть и ответ на этот вопрос: «Во славу Господа» [10, c. 422]. В рассказе «Свет» с подзаголовком «Из разорванной рукописи» мотив чуда тот же – спасение от неминуемой гибели. Герой рассказа – Антонов – и три его друга «шли завтракать в ресторан», когда раздался вой сирен и начали падать бомбы. Друзья погибли под обломками стены в бомбоубежище, Антонов выжил: «Бог … спас» [10, c. 434]. Антонов понимает, что «случилось…чудо» [10, c. 438]. Но больше всего его поражает даже не само чудо, а то, что это происходит именно с ним, потому что он «томительно сознавал, до озноба в груди, боли в сердце, что не заслужил милости» [10, c. 438]. «Значит, так надо было… Кто достоин, кто недостоин…это не нам судить» [10, c. 438], – отвечает Антонову на его сомнения вытащивший его из- под завала капитан. Это одна из любимых мыслей И. С. Шмелёва, высказанная им не только в этом, но и во многих других произведениях, – мысль о непостижимости Божией правды и Божьего суда, мысль о Божественном Провидении и Божественной милости. Эта мысль очень близка И. С. Шмелёву. Жизнь писателя, по свидетельству его самого и его современников, «была наполнена чудесными случаями заступничества Божией Матери, святых, свидетельствами связи между живыми и умершими, «знаками» из горнего мира» (Любомудров, 280).Неслучайно поэтому так ярко, многогранно и многократно представлен мотив христианского чуда в его произведениях. Литература 1. Аверинцев А. А. Чудо // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 4. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010. 605 c. 2. Апостол. М.: Благотворит. фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2014. 736 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=