Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 100 Первое следствие касается Миши: он становится проповедником Евангелия: «Хожу и читаю Евангелие. У меня даже и Евангелия нет, я наизусть» [10, c. 280]. Второе следствие затрагивает Семёна Колючего, «ярого политика и бунтаря» [10, c. 278], после «вдохновенной» речи которого совершилось убийство старика – генерала. Увидев исцелившегося Мишу, Семён «упал без чувств» [10, c. 280]. Придя в себя, «ушёл в смятении» [10, c. 280]. А через три дня к нему пришёл Миша, «принёс святое Евангелие и стал читать про чудо в купели Силоамской» [10, c. 280]. «С того часу» Семён «прозрел», уверовал, «отказался от всех тленных ценностей, ибо познал» [10, c. 279] истину. И третье следствие самое удивительное: Миша читает Евангелие на свадьбе нетрезвым, смеющимся над ним гостям. Ему на голову для потехи выливают тарелку лапши, а он плачет не от обиды и унижения, а от «от жалости к их темноте» [10, c. 282] и повторяет слова, сказанные Иисусом Христом на кресте: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» [10, c. 282]. И происходит «чудо»: гости «затихли», а матрос Забыкин, «зверь», который «убивал, как в воду плевал» [10, c. 282], попросил Мишу молиться «за окаянных, если Бога знаешь… А мы забыли!» [10, c. 280] и дал «проходящему страннику и блаженному человеку» (283) удивительное «удостоверение» [10, c. 283], обеспечивающее «полное право неприкосновенной личности и проход по всему месту» [10, c. 283], чтобы «читать правильные слова учения своего Христа» [10, c. 280]. Таким образом, благодаря чуду становится возможным преображение души, казалось бы, полностью погрязшей в грехе, зле, ненависти. При этом чудом является и само это преображение. Человек возвращается к своим истокам, к вере, к образу Божию в себе самом. Мотив возвращения к вере, утверждения в ней через совершившееся чудо звучит и в рассказе с полемическим названием «Врёшь, есть Бог!» (1947 г.). Рассказ представлен как основанный на реальных событиях: «рассказывал мне Вересаев… со слов шурина, Смидовича, видного большевика» [10, c. 459]. Главные герои – дети: сын Троцкого, «мальчишка лет 12» [10, c. 460] и «мальчишки и девчонки села Ильинского» [10, c. 460]. Жизнь детей – отражение взрослой жизни: сын революционного наркома решает провести атеистический эксперимент. Его замысел прост: доказать, что «Бога нет», утопив икону Божией матери. Мальчик всё подготовил обстоятельно: икону обвязал «сахарной бечёвкой, натуго, а к концам привязал кирпич» [10, c. 461]. Да ещё проверил, «крепко ли бечёвка держится» [10, c. 461]. Но Бог поругаем не бывает: «вы-плыла икона!» (графическая разбивка слова, сделанная И. С. Шмелёвым, придаёт высказыванию особую выразительность). Явное чудо смутило рассказчика – Смидовича, однако он нашёл рациональное объяснение: «Разумеется, кирпич сорвался или оборвался» [10, c. 462]. «Пусть так», – не возражает И.С.Шмелёв. – «А в глазах ребят икона вы-плыла» [10, c. 462]. И по- детски непосредственна замечательная реакция детей на чудо: «Самый …

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=