Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 99 составляющей. Они заявляют, что с помощью этничности можно объяснить многие ключевые элементы и отличительные черты нации, проследить трансформацию этнической группы в нацию. Многие национальные проявления можно понять только через общую этническую идентичность и принадлежность к культурному сообществу с общими предками. Этническое сообщество отличается от других культурных сообществ верой в наличие общих корней. Для формирования этнии (этногенеза) необходимо название сообщества, осознание границ для формирования понятий «свои» – «чужие», миф о происхождении и культивирование символов. Для дальнейшего формирования нации из этний необходимы определённые социальные и политические процессы [15, с. 45-49]. В то же время сторонники концепции отводят важную роль религиозным и культурным факторам, особенно литературе (В. Скотта, Т. Грей, У. Блэйк), в формировании нации и национализма. Язык является ключевым фактором в поддержании национальной идентичности, выступая как средство коммуникации членов сообщества и важный элемент создания образа нации. Э. Смит особо подчёркивает роль интеллектуалов и деятелей искусства в развитии идеологии национализма, они вновь открывали, отбирали и заново интерпретировали существующие этнические символы, мифы, традиции, конструируя из этих элементов национальную идентичность («народная мобилизация»). Произведения искусства придавали нации аутентичность. Музыкальное и визуальное искусство увековечивает народные мотивы и образы культуры. Культурными ресурсами символов нации этно-символисты считают мифы: мифы о происхождении, священной земле, «золотом веке», героях, мучениках, самопожертвовании, великих битвах и войнах [15]. Дж. Хатчинсон уделял особое внимание значению войны в формировании и поддержании национальной идентичности. Война может продуцировать разного рода мифы, способствующие укреплению национализма. Ритуалы, церемонии и произведения искусства, увековечивающие память о конфликтах, битвах, героях войны, поддерживают чувство единства нации, дают надежду во времена тяжелых испытаний и аккумулируют чувство гордости и патриотизма [15, с. 28]. Британский социолог М. Биллинг говорит о важности «повседневного» национализма. Национальная идентичность – это стиль жизни, который поддерживается посредством мифов, символов и воспоминаний, общих для всех членов нации (флаги, национальная валюта, СМИ, баннеры, национальные праздники и прочее) [11]. Исследователи Макдугал и Мэйсон также утверждают, что англичане развивали красочные мифы об истоках, обращаясь к различным корням – бриттам, англосаксам, дат- чанам, норманнам – и содержание этих мифов заметно менялось со временем [7, с. 275]. «Постколониальные исследования» стали новым направлением интеллектуальной мысли, охватившим широкий спектр вопросов, связанных с формированием культурной идентичности. Этот разнообразный и неоднородный феномен стал неотъемлемой частью становления

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=