Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 94 господствующее положение Запада в мире, сделало национальность каноном» [3, с. 18]. Лексические изменения (словари, официальные документы, литература соответствующей эпохи) позволяют с высокой точностью отследить время возникновения и распространение национализма в обществе. Автор утверждает, что уже в 30-е гг. XVI в. В Англии слово «нация» стало применяться, когда речь шла о народе и произошел «сдвиг» в мировоззрении (от донационального христианского к национальному), который ознаменовал начало современной национальной эпохи. «В течение XVI века этот процесс захватил значительную часть населения Англии и к 1600 г. существование в Англии национального самосознания и идентичности и, как результат, нового геополитического единства нации, стало фактом.» [3, с. 31] Хотя, конечно, довольно большая часть людей включалась в нацию постепенно, благодаря деятельности активистов и, как следствие, глубоким изменениям в политической культуре. Нация стала «сообществом свободных и равных личностей» [3, с. 32]. Л. Гринфельд подробно освещает вопрос того, как эволюция национального сознания отражалась в меняющейся лексике. В течение XVI столетия такие важные понятия, как «страна», «общее благо», «империя» и «нация» приобрели новые значения и стали ассоциироваться с суверенным народом Англии [3, с. 33]. Главными обстоятельствами, которые способствовали активному развитию и распространению идей национализма, являлись изменения в социальной иерархии и значительное увеличение социальной мобильности, характер и нужды сменяющихся царствований Тюдоров, и протестантская Реформация. В XVI веке в Англии произошла глубокая социальная трансформация, которой способствовал ряд обстоятельств. Первым из них послужило вымирание древней элиты, завершившееся к 1540 году и появление новой аристократии (аристократия Генрихов) [3, с. 49]. Новых ставленников набирали из мелких джентри и даже из более низкого слоя и критерием для выбора было уже не происхождение, а талант, образование, способности принести пользу на службе для страны. Параллельно с этим развивались профессии, что в свою очередь порождало средний класс [3, с. 50]. Образование в XVII в. достигло очень высокого уровня и выполняло уравнительную функцию, позволяя людям из совершенно разных слоев подниматься вверх по социальной лестнице. Пришедшие к власти Тюдоры нуждались в поддержке народа и не противились растущему национальному сознанию. Во время правления Генриха XVIII произошло несколько событий, важных для формирования английской идентичности: разрыв с Римом и развитие протестантства, изучение английских летописей с целью поиска «английской старины», издание Библии на английском языке, из которой англичане получили пример Израиля и избранного Богом народа, и Реформация. По мнению автора, антипротестантская политика Марии I Тюдор также послужила укреплению национализма, объединив борьбу протестантов с национальной борьбой. Во время правления протестантки Елизаветы I отмечалась тесная взаимосвязь английских национальных и протестантских интересов, ярким

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=