Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 93 молодом возрасте во время подъёма национализма и Испанской войны. Исследователь считает, что более поздние произведения Шекспира написаны в ином ключе, как, например, «Цимбелин» – пьеса о Британии, национальной идентичности и восстановлении мира [2]. Нужно отметить, что точка зрения автора подверглась критике. Его называли «исконником», который представил «вигскую» интерпретацию истории с целью оправдать классовое неравенство, и учёным, который строит свою концепцию исключительно на религиозном принципе и не принимает во внимание экономические и политические факторы. С другой стороны, в последние десятилетия в зарубежной историографии проблема влияния протестантизма (или антикатолицизма) на формирование британской идентичности была тщательно проанализирована (Э. Норман, Дж. Кларк, К. Роббинс, Д. Беббингтон, Л. Колли, Х. Маклауд, П. Ихалайнен, Т. Клейдон, Я. Макбрайд), хотя долгое время роль религиозного фактора в общественно-политической жизни Великобритании недооценивалась. Большинство исследователей считают протестантизм (или, точнее, антикатолицизм) весьма существенным, а иногда и определяющим фактором в формировании английской и британской идентичностей. Большой резонанс вызвала книга Л. Колли, по мнению которой Британская нация образовалась между 1707 г. (Акт об Унии между Англией и Шотландией) и 1837 (начало правления королевы Виктории), когда понятие «бритишнес» объединило ранние национальные идентичности. Осознание себя нацией произошло как реакция на «другое», где в роли «другого» выступала католическая Франция (противостояние «свои» протестанты – «чужие» католики). Таким образом, протестантизм (а точнее антикатолицизм) объединил англичан, шотландцев, валлийцев, а ирландцы-католики так и не стали британцами, ассоциируясь с «другими». На данный момент, когда протестантизм превратился в «остаточный продукт» британской культуры, наблюдается утрата британской идентичности и возобновление внутренних разделений. Другой исследователь Х. Маклауд также отводит важную роль протестантизму в формировании национальной идентичности. Он подтверждает, что к концу XIX века религиозный фактор уступил свои позиции и приводит пример со страниц журнала «Спектейтор» 1898, где большинство авторов, включая главного редактора, считают основной причиной успеха нации в особых качествах «англо-саксонской̆ расы»: «величие Англии связано с кровью, текущей̆ в жилах её народа, его энергией̆, преданностью свободе, предприимчивостью, но не с каким-либо вероучением» [8]. По утверждению американского социолога Лии Гринфельд в книге «Национализм. Пять путей к современности», где Англии посвящена целая глава, впервые национальная идея возникла в английском обществе, которое и стало первой нацией в мире [3, с. 11]. «Англичане оставались единственной нацией в мире на протяжении почти двухсот лет. В Англии развился индивидуалистический гражданский национализм» [3, с. 18]. «А господствующее положение Англии в Европе XVIII века и затем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=