Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 92 христианские нации приняли модель древнего Израиля из Ветхого Завета, а нации и национализм являются христианскими явлениями. Исследователь выделяет ряд пунктов о том, как христианство влияло на формирование нации. А. Гастингс считает, что важным для формирования нации является не генетическое происхождение, а происхождение единых общностей с определённого момента истории народа. Таким истоком нации может быть крещение короля при обращении в христианство, как крещение Хлодвига для Франции, религиозный конфликт для Голландии, фигура национального святого, как святой Патрик для Ирландии. В Англии автор выделяет деятельность таких выдающихся личностей, как архиепископ Августин Кентерберийский, монах и автор «Церковной истории народа Англов» Беда Достопочтенный, король Альфред Великий, а также англосаксонские короли Ине и Оффа. Не менее важным фактором является мифологизация угроз национальной идентичности. В Англии примером такого события послужил Пороховой заговор и национальный враг, предатель Гай Фокс, присутствие которого обостряет противостояние «своих» и «чужих». Пороховой заговор был возведён в ритуал с целью обеспечения социализации последующих поколений в рамках националистического и религиозного мировоззрения. Ритуализация подобных событий делает их мощным инструментом продвижения национализма [2]. Важную роль исследователь отводит низшему духовенству, полагая, что они выполняли функцию посредников распространения национальной идентичности между правящим классом и народом, и учителей, несущих в массы национальный язык и литературу. А национальная литература, в свою очередь, способствует укреплению чувства национальной идентичности. По Гастингсу, решающим фактором в становлении национального чувства на христианском Западе в действительности оказалась латинская версия Библии, переведенная на народный̆ язык и методично разъяснявшаяся народу. «Библия, кроме того, предлагала в самом Израиле разработанную модель того, что значит быть нацией̆ – единство народа, языка, религии, территории и правительства» [7, с. 315]. В конце шестнадцатого – начале семнадцатого века многие издания Библии, но в еще большей̆ степени – обязательные еженедельные церковные службы, донесли английский̆ протестантизм практически до каждого, укрепив и переориентировав издавна существовавшее английское национальное чувство. Тогда англичане стали считаться «особым народом», долгое время сражавшимся за независимость [7, с. 315]. «Процесс формирования нации и национализма не несет в себе почти ничего, связанного с современностью. Только когда модернизация уже носилась в воздухе, он почти случайно стал ее частью, особенно с XVIII в., когда политический и экономический успех Англии сделал модернизацию примером для подражания». В книге автор затрагивает и произведения Шекспира, говоря о том, что обычно принимают во внимание его националистические, подчёркнуто английские, исторические пьесы от «Ричарда II» до «Генриха V», написанные в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=