Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 91 истории, они «наполнены призраками национального воображения» [1, с. 51]. Культурными корнями национализма по мнению автора являются религиозное сообщество и династическое государство. Формирование нации связано с появлением печатного капитализма, а развитие печати послужило толчком к формированию национальных языков и продвижению стандартизированных систем знаний в рамках определённых политических границ. «Быть нацией̆ – это, по сути, самая универсальная легитимная ценность в политической̆ жизни нашего времени» [1, с. 42]. Английский историк Энтони Смит предлагает собственный подход к проблеме нации и национализма и называет его исторический этно-символизм. Исследователь пытается найти связь между досовременными человеческими общностями (этнические общности «этнии») и современными нациями, уделяя основное внимание «мифо-символическому комплексу» – мифам об общем происхождении, этническим символам, общим историческим воспоминаниям и ценностям, и пытаясь ответить на вопрос: почему люди до сих пор готовы пожертвовать жизнью за свою нацию? Он намеревался сочетать перенниалистскую точку зрения на этнические узы с модернистским подходом к нации и, как следствие, представить собственную всеобъемлющую теоретическую парадигму – «этно-символическую». По мнению некоторых ученых, его внимание к мифо-символической стороне этничности и представление о её динамическом характере даёт возможность для интерпретации современных процессов. Очень многие учёные, занимающиеся вопросами нации и национализма, обращались к истокам формирования английской нации и её становлению, а также национальным взаимоотношениям Англии с Ирландией, Уэльсом и Шотландией. Англия в подобных исследованиях занимает особое место, является образцом, моделью для подражания для других наций, примером, подтверждающим идеи одних исследователей или проблемным полем для других, не вписываясь в их классификации и системы. Исследователи Л. Гринфельд и Э. Гастингс соглашаются с тем, что в Западной Европе государство развивалось одновременно с нацией, потому что у основного населения, которое поддерживало государственные элиты и населяло основную историческую территорию государства, уже имелись единые мифы, воспоминания и символы сообщества. Даже если в отдаленном прошлом это население происходило из нескольких этнических источников, как это имело место в Англии и Франции, обстоятельства – в том числе и политическая деятельность – сплотили их достаточно, чтобы у них появилось чувство культурной общности, которое, в свою очередь, создало основу государственной власти и государственных институтов [7, с. 313-314]. Эдриан Гастингс, британский историк и католический священник, в книге «Образование наций: этничность, религия и национализм» рассматривает национализм с точки зрения религии и утверждает, что все этнические общности формируются под влиянием религии, не меньше, чем под влиянием языка. По мнению автора, евреи являются истинной протонацией, так как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=