Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 90 человек обладает национальностью также, как другими биологическими качествами. Впервые ключевые идеи данного подхода сформулировал американский исследователь К. Гирц: этническая принадлежность содержится в генетическом коде, предопределённом эволюционным процессом [5, с. 22]. Примордиализм разделяют на социобиологическое (П. Ван ден Берг), культурное и перенниалистское (Х. Сетон-Уотсон) направления. Согласно «перенниалистским» представлениям, нации – это периодически повторяющиеся феномены, характерные для всех эпох и континентов, они являются основными сообществами в истории, которые существуют с древнейших времён, основу которых составляют национальные чувства и национальное самосознание. Противники данной теории утверждали, что именно такие идеи приводят к экстремистским проявлениям национализма. Согласно модернистским представлениям, особенно классической модели строительства нации, нации носят политический характер и являются творениями своих граждан, лидеров и элит; нация – это современное явление, возникшее после Французской революции, которое основывается на социальных коммуникациях и принципе гражданства. К 1960-м годам модернистская парадигма строительства наций получила всеобщее признание. Одним из наиболее влиятельных представителей модернизма является Э. Геллнер, согласно которому национализм связан с качественно новым изменением в структуре общества при переходе от аграрного строя к индустриальному, когда происходят существенные экономические и культурные изменения. Исследователь разделял «высокую» культуру элит и «низкую» культуру небольших этнических сообществ. В индустриальную эпоху, с появлением демократических мотивов, появляется необходимость в общем языке, культуре и социальной мобильности. В связи с этим стандартизированное образование становится ключевым инструментом для культурной и языковой гомогенизации населения. Идея национализма формируется в массах в процессе образования. Власть транслирует через школы и университеты единую культуру, в итоге и формируется национальная культура [7, с. 62-70; 5, с. 24-25]. Ещё один модернист Б. Андерсон является автором знаменитой книги «Воображаемые сообщества». «Воображаемыми» нации являются не по причине того, что они сфабрикованы и нереальны, а потому что человек никогда не узнает большинство своих «собратьев-по-нации» и даже не услышит о них, но в умах каждого члена сообщества живет «образ их общности» [1, с. 47]. «Воображаемые» нации являются ограниченными, потому что представители даже самых крупных из них знают о существовании границ, за которыми живут другие нации [1, с. 48-49]. Андерсон рассматривает нацию как «сообщество», потому как даже при наличии социально-экономического неравенства, нация понимается как «глубокое, горизонтальное товарищество» и пытается объяснить почему эти братства порождают огромное количество добровольных жертв [1, с. 49]. Такие символы культуры национализма, как монумент и могила Неизвестного солдата, автор называет беспрецедентными в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=