Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 9 одиночества и затерянности в ночной беспредельности во многом роднит его настроение с чувством Новалиса в его «Гимнах к ночи», где тот пишет о «затерянности в «могильной бездне ночи», о том, что «свету положены пределы; в безвременном же, в беспредельном царит ночь» [6, с. 147]. Как отмечают исследователи именно у Новалиса ночь связана с состоянием особого рода душевного одиночества, которое испанский мистик Хуан де ла Крус характеризует как «темная ночь души» («la noche oscura del alma») [см. 11, с. 106]. Однако, подобно тому, как Новалис достигает безмятежной трансцендентности ночного томления через разрешение тоски и скорби в восторг, так и Бунин преодолевает «вселенскую тоску» ночи через ощущение «великой гармонии ночи» и блаженного самозабвения живущей на земле твари. Эта гармония с миром достигается в процессе той «жажды жизни», которая способна найти свое адекватное выражение только в творческом самозабвении художника . Призвание и судьба художника «Что это за разряд, что это за люди? Те, которых называют поэтами, художниками. Чем они должны обладать?» – спрашивает Бунин. И отвечает: «Способностью особенно сильно чувствовать не только свое время, но и чужое, прошлое, не только свою страну, свое племя, но и другие, чужие, не только самого себя, но и прочих, – то есть, как принято говорить, способностью перевоплощения и, кроме того, особенно живой и особенно образной (чувственной) Памятью [2, с. 222]. Не случайно И. А. Ильин отмечал, что Бунин отличается «повышенным и обостренным переживанием чувственного мира, чувственных содержаний и телесно вызванных, а, следовательно, и телесно выразимых состояний души» [4, c. 46]. Основываясь на собственном опыте художника, Бунин заявляет, что такой человек одновременно и «великий мученик и великий счастливец». «Проклятие и счастье такого человека есть особенно сильное Я, жажда вящего утверждения этого Я и вместе с тем вящее (в силу огромного опыта за время пребывания в огромной цепи существований) чувство тщеты этой жажды, обостренное ощущение Всебытия. И вот Будда, Соломон, Толстой...» [2, с. 222]. «Все Соломоны и Будды сперва с великой жадностью приемлют мир, затем с великой страстностью клянут его соблазны. Все они сперва великие грешники, потом великие враги греха, сперва великие стяжатели, потом великие расточители. Все они ненасытные рабы Майи, и все отличаются все возрастающим с годами чувством Всебытия и неминуемого в нем исчезновения...» [2, с. 223]. Мысль о преодолении смерти Оценивая свой жизненный и творческий путь в некой вспышке ночного озарения, раскрепощающего сознание своего «Я», Бунин признается, что все свою жизнь он сознательно и бессознательно преодолевал, разрушал пространство, время, формы и рамки дневного существования. «Неутолима и безмерна моя жажда жизни, и я живу не только своим настоящим, по и всем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=