Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 89 современной ему Европы в течение большой длительности (longue duree) с верой в активную политическую позицию членов нации. Можно выделить несколько основных направлений в исследованиях конца XIX – начала XX века, которые послужили основой многих современных концепций национализма. Одним из таких учений стал марксизм, последователи которого на передний план выводили экономические и классовые (социальные) факторы развития, а этническим и культурным принципам отводилась второстепенная роль. Другим направлением стали исследования в области психологии, так, например, теория психологии толпы Г. Лебона, стадного инстинкта У. Троттера, поздние теории З. Фрейда проникли в труды современных исследователей национализма (Э. Кедури, Н. Смелзер). Идеи Макса Вебера стали основополагающими для классического модернизма: значение политических воспоминаний и политической активности, роль интеллектуалов в сохранении «незаменимых культурных ценностей» нации, а также значение национальных государств в развитии особого характера Запада в Новое время. Не менее важными явились идеи Дюркгейма о человеческих сообществах, его идея нации как моральной общности со своим общественным сознанием (conscience collective), а все общества ощущают потребность периодически подтверждать и возобновлять собственное существование через коллективные ритуалы и церемонии, будь то религиозный праздник или важное национальное событие (обращение светских вещей в священные) [7, с. 43]. Американский теоретик чешско-немецкого происхождения К. Дойч разработал свою теорию нации и национализма, которая получила название «коммуникативной» и имела большое влияние на его последователей. По мнению исследователя, нация определяется своими коммуникативными возможностями, а средствами передачи информации выступает язык, знаковые системы, традиции, привычки, ассоциативные связи, символы, понятные всем членам одной общности. Информационный обмен становится основой для формирования нации и национальной культуры. Основные современные направления по изучению данной проблемы сформировались во второй половине XX века, в отечественной науке выделяют: примордиализм, конструктивизм, функционализм, марксизм и инструментализм [5, с. 22]. Нужно отметить, что к классификации националистических теорий также существует несколько подходов, например, один из авторитетных авторов теории нации и национализма, британский исследователь Э. Смит различал такие основные парадигмы, как примордиализм/перенниализм, модернизм, постмодернизм, при этом его собственная концепция этно-символизм занимает особое связующее положение. Первой теоретической концепцией наций и национализма является примордиалистская парадигма (от англ. «primordial» – первичный, первоначальный), происходящая из «органической» теории нации. Истоками её являются немецкие романтические идеи XIX века. Нация в этой теории рассматривается как вечное изначальное явление, как элемент природы, а

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=