Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 87 противостояние в обществе, заявления политиков о неэффективности и негативных последствиях мультикультурализма, а также необходимости защищать ценности Британского общества (заявление о провале политики мультикультурализма главы Комиссии по расовому равенству Тревора Филлипса в 2004, заявление премьер-министра Д. Кэмерона о провале мультикультурализма в Великобритании в 2011 г.). Известный английский писатель и журналист Эндрю Норман Уилсон в книге «Наше время», которая вышла в 2008 году и является по сути социальной историей страны для широкого читателя, пишет, что в 50-е годы после войны англичане жили довольно бедно, но они знали, что они англичане, а к концу 20- го столетия Англия превратилась в «ничей дом». Актуальность вопроса британского национального самосознания связана и с кризисом постимперской идентичности, следствием чего явилось разграничение понятий «бритишнес» и «инглишнес», которые для англичан фактически совпадали ранее, а также с тенденцией нового времени «размывания бритишнес». Еще одна тема, имеющая в основе своей политические и экономические истоки, это создание европейской культурной идентичности, переход к «наднациональному» регионализму, что привело к созданию Евросоюза (Великобритания стала членом ЕС в 1992 году и с самого начала стремилась сохранять максимально возможную самостоятельность). По заключению Ф. Шлезингера и других исследователей «создание европейской идентичности стало культурным полем битвы» [7, с. 394], так как новой «европейской» идентичности приходится соперничать с чрезвычайно устойчивыми национальными идентичностями. «Большинство граждан Европы остаются запертыми в исторически сложившейся мозаике этнокультурных наций» [7, с. 395]. И в наши дни нация остается нормой социальной и политической организации, а национализм – наиболее распространенной идеологией. По словам Э. Смита еще не удалось найти «серьезного конкурента нации в том, что касается эмоциональной привязанности и преданности большинства людей», национальная культура укоренена во времени и пространстве, а идентичность зависит от исторической памяти [7, с. 394-395]. Таким образом, можно предположить, что, несмотря на то, что экономические и политические отношения управляют международным сценарием, национальная идентичность сыграла не последнюю роль в выходе Великобритании из Европейского Союза, который получил название Brexit (по статистике более старшее поколение, проживающее в небольших городах и сельской местности выступает за выход страны из Союза, в то время как более молодое поколение, проживающее в городах-космополитах, поддерживает единое европейское пространство). А в обществе уже обсуждается «принцип домино», который был запущен Британским референдумом 23 июня 2016 года, так что, возможно, на очереди Frexit, Nexit, Auxit, Ixit [13]. Стоит также затронуть вопрос региональной английской идентичности, который выражается в экономических и культурных различиях и, даже, противостоянии между Севером и Югом Англии (периферийный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=