Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 80 этом случае региональные и этнокультурные различии между членами этого коллектива усиливают противоречия внутри него [17, 18]. В ходе учебного процесса в вузах возникает активная сторона конфликта. Он представляет собой субъект конфликта, который генерирует конфликтную ситуацию и определяет динамику развития конфликта в соответствии с его целями, устремлениями, интересами и даже капризами. Соответственно, формируются участники конфликта – это конкретные представители организации, принимающие участие в конфликте, выражающие поддержку субъекту конфликта. Любой конфликт, в том числе и конфликт в организациях высшего образования страны, характеризуется наличием третьей стороны этого процесса. Она представляет собой социальные общности или автономные личности, которые находятся в «равном удалении» от позиций конфликтующих сторон. Основная функция третьей стороны состоит в том, чтобы оказать содействие в урегулировании конфликта, помочь разрешить те противоречия, которые и привели к возникновению конфликта. В состав третьей стороны обычно входят третейские судья, посредники, миротворцы и т.д. Косвенная сторона конфликта обычно представлена социальными общностями и личностями, у которых есть свой интерес в развивающемся конфликте, но которые в нем не участвуют. Их состав весьма разнообразен. Вмешательство в конфликт этой стороны имеет многообразные формы и способы, так что их необходимо учитывать при анализе конфликтной ситуации, при разрешении конфликта и снятии конфликтообразующих противоречий. В процессе этого явления всегда возникает жертва конфликта. Она представляет собой пострадавшие в ходе конфликта противоборствующих сторон социальные общности, группы, отдельные личности и даже страны, которые не представляли реальной угрозы и не принимали участия в конфликте. Идентификация жертвы может быть осуществлена как конфликтующими сторонами, так и заинтересованными в разрешении конфликта силами. В процессе конфликта в организациях высшего образования жертвой является определенные группы внутри коллектива вуза, объединенные общим учебным процессом. Любая организация высшего образования страны является сложным образованием, где проявляет себя комплекс формальных и неформальных отношений. Соответственно, неформальные отношения включают в себя систему иерархически организованных статусов и ролей, ценностно- нормативную систему организации и комплекс межличностных предпочтений и связей. Следует также отметить, что организации высшего образования существуют в сложной системе взаимосвязей друг с другом. Между ними возникают и проявляют себя такие же виды конфликтов, как и между субъектами конкретной организации. Ведь в конкретной организации, как в капле воды, отражается всё многообразие организаций высшего образования. Исходя из этого можно сделать следующие выводы:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=