Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 79 обозначенных нами видов противоречий в образовательной организации или между образовательными организациями. Виды идеологем конфликтов в организациях высшего образования разнообразны, но в основе своей они мировоззренческие и культурные, инициируемые в большей степени информационной экспансией, так как представители этих организаций непрерывно нацелены на получение и использование разного вида и типа сведений для своей учебно-воспитательной деятельности. Как отмечает ряд исследователей, такими идеологемами, в рамках «образовательного бытия организаций, могут быть следующие: ложная личная недооцененность; подражательство как стремление проявить себя в чём-то, не включённом в жизнь конкретной организации; консерватизм в ценностных ориентациях; диалог толерантности и патриотизма и так далее [23, 24 и др.]. Следует также отметить, что формы развития конфликтов в образовательных организациях во многом зависят от субъективной компоненты, что свойственно для конфликтов в малых организациях. Исследования показали, что формы проявления конфликтов в организациях высшего образования являют собой, в большинстве случаев, утверждение одними субъектами организации некоторых своих идеологем, ценностей и так далее в сознании и бытии других субъектов организации. Структурно конфликт в организациях высшего образования страны включает в себя такие элементы, как: – две и более личности, вступающие во взаимодействие; – источник противоборства сторон, представляющий собой ценность, объект, интерес и т.д.; – инцидент – повод, имеющий формальный характер, для начала явного противоборства; – сторонники, непосредственные и косвенные, арбитры, сочувствующие, посредники, подстрекатели и т.д.; – жертва; – окружающая природная и социальная среда, влияющая на конфликт; – третья сторона конфликта. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. В вузе противоборствующая сторона конфликта – это не просто субъект конфликта или непосредственный его участник. Это сложная, многоуровневая система, имеющая несколько составляющих включающей в себя субъекты: участники, а также сторонники конфликта; внутренняя оппозиция, жертвы конфликта, «группы поддержки» и т.д. То есть все индивидуумы и группы, которые находятся по «одну сторону баррикады» в силу тех или иных причин. Специфика формирования сторон конфликтов в организациях высшего образования страны заключается в том, что они формируются в ходе учебного процесса, как правило, в коллективе, сформированном из представителей различных регионов и характеризующегося этнической дифференциацией. В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=