Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 75 социальной и религиозной сфере, а также опасения за сохранность своего имущества и жизнь. Полемизируя с К. Марксом, он утверждал, что развитое буржуазное общество характеризуется высоким уровнем политического и правового сознания его членов. Это дает возможность снижать интенсивность конфликтов и пресекать их в самом начале возникновения. Также как и Аристотель, он считал одним из источников конфликтов в обществе произвол и корыстолюбие бюрократии [3, с. 185]. Георг Зиммель, которого можно отнести к основателям конфликтологии, считал, что конфликты в обществе неизбежны. При этом социальная структура, согласно его взглядам, представляет собой непрерывные, взаимообусловленные процессы диссоциации и ассоциации ее структурных элементов. Социум возникает и существует в результате значительного количества взаимодействий. История общества состоит из череды конфликтов и примирений, обусловленных сходством и различием между людьми и социальными общностями. В этом случае конфликт необходим в условиях столкновения интересов. Он снимает противоречия и позволяет достичь единства. В крайнем случае, это единство достигается устранением одной из конфликтующих сторон. С точки зрения Г. Зиммеля, конфликты неизбежны. Он, в отличие от Л. Гумпловича, считал, что они определяются природой человека. Индивидуумам свойственна врожденная агрессивность, у них есть инстинкт борьбы. Тем не менее, надо отметить, что формы проявления агрессивности в значительной степени определяются общественными нормами [9]. Г. Зиммель, изучая функции конфликта, сформулировал весьма распространенную в настоящее время идею, в основе которой лежит тезис о том, что конфликт в соответствующих условиях является положительным явлением. По его мнению, те процессы, которые являются негативными для отдельных индивидуумов, могут приносить пользу всему обществу в целом [9]. Немецкий социолог и философ Р. Дарендорф привнес в понимание природы конфликта коммуникативный аспект. Он предложил рассматривать социальные общности в непрерывном изменении. А так как изменения происходят естественно и постоянно, то значит есть причины, которые не дают им остановиться. Следовательно, вся жизнь социума конфликтна. В обществе нет постоянства, в нем не существует ничего устойчивого. Выходит возможность свободы, творческое ядро становления и развития сообществ, а также социума в целом, определяется именно конфликтом. В нем же находится и вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами [7, с. 147]. Следовательно, противодействие доминированию одной силы над другой и сопротивление ее давлению порождает конфликт. Выходит, что природа конфликта заключена в отношениях между людьми, обусловленных неравенством, а также принуждением.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=