Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 74 сформировался ряд подходов, которые выделяют те или иные черты и свойства этого феномена, характеризующие его природу и сущность. Следует отметить, что уже в XVII-XVIII веках мыслители, обратившие свой взор к изучению конфликтов, выделяли его социальную природу. Теории, описывающие данное явление, разрабатывали Георг Вильгельм, Фридрих Гегель, Томас Гоббс, Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Шарль Луи де Монтескье, Адам Смит и другие. Из отечественных мыслителей, которые в данный период занимались этой проблематикой, можно отметить Василия Татищева, Феофана Прокоповича и т.д. Так, например, Томас Гоббс считал, что источником конфликтов являются различия между людьми, которые присущи обществу [5, с. 43]. Н. Макиавелли в своем известном произведении «Государь» утверждал, что основой конфликтов, которые часто приводят к социальным потрясениям, является несоответствие политики процессам, идущим в социуме [12, с. 30]. Ф. Бэкон обнажил причины и условия конфликтных процессов внутри страны, связал беспорядки в обществе с проявлением конфликтов, а в социальных противоречиях видел природу последних [2, с. 34]. Конкретно конфликт как явление социальное обосновал А. Смит. Более того, он пришел к выводу, что основанием возникновения конфликтов выступает неравенство между людьми и классовый антагонизм в экономической сфере [19, с. 27]. Английский мыслитель Г. Спенсер считал, что конфликты в обществе неизбежны, они всеобщи и универсальны. При этом, по его мнению, борьба за выживание, конфликты между индивидуумами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивая процесс общественного развития [21, с. 26]. Австрийский социолог Людвиг Гумплович утверждал, что социальная жизнь представляет собой такое взаимодействие групп, в основе которого лежит борьба. Ведь, по его мнению, любая социальная группа стремится подчинить любую другую группу, которая встретилась ей в процессе контактов в социальном пространстве. Природа конфликта заложена не в природе индивидуума, а в социальных общностях, принадлежащих к различным культурам. Вследствие этого конфликты могут проявляться в различных формах. Например, от дебатов в различных парламентах до жестокого геноцида и резни, «соответствуя особым потребностям конкретных культурных форм жизни» [6]. Социальную природу конфликтов в обществе обосновывали также К. Маркс и Ф. Энгельс. Развивая классовую концепцию формационного развития общества, они пришли к мысли о том, что конфликты в обществе обусловлены социально-экономическими причинами [13, с. 137]. В противовес воззрениям К. Маркса и Ф. Энгельса, немецкий философ Макс Вебер заявлял, что природа конфликтов заключена в субъективных факторах бытия людей. К причинам, вызывающим конфликты, он относил различного рода убеждения, формируемые у индивидуумов в политической,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=