Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 67 каждая из культур, беря все самое ценное от культурного взаимодействия, сохраняла свою индивидуальность [6, с. 81-82]. Формирование цифровой, информационной культуры протекает сегодня в качественно новых условиях культурно-образовательной среды. Обнаруживающиеся новые свойства интеллектуальной и эмоциональной открытости к инновациям, новые возможности свободы, самореализации, самоидентификации личности меняют и этические нормы, и стили коммуникации, и культурные коммуникативные практики, и сами основы социокультурного взаимодействия [3, с. 517, 520-521]. Исследователи определяют феномен информационно-цифровой культуры как новое качество социально-антропологической реальности, где зарождается абсолютно «новый тип культуры трансформации <…> выражающийся в формировании нового ценностно-смыслового и символического пространства» [3, с. 521], где технологии «становятся не просто предметом познания, но и условием самой возможности познания, условием существования и культурной самоидентификации человека» [3, с. 521]. Новая логика взаимодействия в цифровой среде вместе с освоением технических ресурсов информатизации подразумевает изучение и применение в системе образования успешного отечественного и зарубежного опыта, развитие нормативно-законодательного обеспечения обучения, восполнение кадрового дефицита специалистов в области ИКТ, особенно в управленческой сфере. Целью становится развитие отраслей традиционной и цифровой экономики России, включенность страны в мировой, глобальный, цивилизационный процесс цифровизации. Но этот путь как указывает О. Н. Астафьева, во избежание потери межпоколенной преемственности, разрушения идентичности, должен быть непременно основан на традициях и ценностях российской культуры и «изменить цифровую парадигму развития культуры на культурную парадигму развития цифровой цивилизации и информационного общества» [3, с. 527]. На наш взгляд эта парадигма является частью большого полилога, частью диалоговой, коммуникативной парадигмы пересечения множества мировых культур. Когда каждой из них необходимы возможности для самовыражения, но сам полилог усложнен множественным диалогом культур информационного общества. И сетевая логика децентрализации, неконтролируемой открытости информационных связей и коммуникаций все больше трансформирует их целостность. В этом ракурсе, по мнению О. Н. Астафьевой, транснационализация науки и образования содержит изменения в формах социализации личности, профессиональной мобильности и образует новый уровень ее культуры, который создает новые типы социокультурной идентичности [4, с. 95] и раскрывает новые перспективы для создания глобального общества.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=