Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 66 Просветительство же, осмысливая науку как часть культуры, способствует сохранению ценности знания как общественного блага [9, с. 37], обновлению и сбережению общественных отношений. Такое осознание действительности дает возможность преодолеть разрыв между фундаментальным знанием и неизбежным движением общества по пути цифровой реальности. Возможно, поиск ответа на вопрос о культуросообразности образования в эпоху цифровизации лежит и в плоскости зарождения транскультурного пространства. Стирая отчасти межгосударственные границы и формируя свое, новое пространство, транскультурация содержит в своей основе принадлежность к локальной культуре и культурную идентификацию. Транскультура рассматривается исследователями как культурный полилог, взаимодействие, но не слияние культур [23, с. 105, 108], обеспечивающее человеку возможность «одновременно находиться в различных культурах» [23, с. 108]. Здесь цифровизация проявляет себя в роли некоего инструмента двойной детерминации. При помощи унификации, которую несут в себе цифровые технологии, она открывает пути к глобальной культуре, к переходу от традиционной культуры, к которой принадлежит личность, к транскультуре. В то же время посредством образования как части культурного пространства, формирует принадлежность к локальной культуре и помогает становлению культурно-личностной идентичности. В условиях цифрового информационного общества опора на параметры культуры как раз и выявит преимущества образовательной системы, присущие типу культуры, к которой принадлежит личность. И, возможно, позволит поддерживать определенное равновесие культурно-цивилизационной системы, понимаемое нами как равновесие между культурной и цивилизационной идентичностью в транскультурном пространстве. Информационная культура личности и цифровизация В контексте цифровой реальности и становления транскультурного пространства цифровое образование становится не просто самостоятельной или дополнительной чертой в наборе навыков, характеризующих человека, а превращается в часть общей культуры и культуры личности. Неизбежное, устойчивое присутствие технологий в нашей повседневности остро ставит вопрос об обязательности информационной культуры личности. Ее наличие крайне важно для организации жизнедеятельности в современных условиях, многократного в течение жизни усовершенствования человеком своих знаний, для умения справляться с множеством информационных потоков, управлять накопленными научными ресурсами. Но еще более масштабная задача цифровой культуры – обеспечить каждой нации достойные позиции в глобальной, общекультурной системе взаимодействия. И развернуть такое единое пространство культуры, где бы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=