Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 65 потребности рынка труда. Опорными же, базовыми, культуросообразными постулатами создания новой педагогической реальности можно назвать обязательное формирование у обучающихся критического мышления [18, с. 147] и ориентированность на развитие их личностного и человеческого потенциала. Культуросообразность инноваций и образовательное пространство Обновленное прочтение педагогической терминологии, равно как и разработка новых ее форм открытой или электронной педагогики является шагом к более масштабному мероприятию – основанию целостного инновационного образовательного пространства. Его культуросообразность – в коэволюционном становлении системы образования на основе взаимного совмещения современных, электронных образовательных технологий и традиционных форм обучения. Новые, альтернативные источники образования на основе ИКТ-технологий, уже обсуждаемые нами выше, активно насыщают обучение, но «не могут заменить традиционное обучение в образовательных учреждениях» [21, с. 140]. В таком подходе сочетается гуманизм, главенство человеческих ценностей, и в то же время возможность создать активную обстановку и успешно вовлечь обучающихся в процессы образования [21, с. 141]. Соотношение с параметрами культуры, эвристические возможности культуросообразности в данном случае отражены в синергетическом подходе. Он обусловлен взглядом на образование как на педагогическую систему, развивающуюся внутри социальной системы. Оказывая влияние на построение социальных связей, взаимодействия между людьми, образование представляет собой социально-педагогический феномен. И в то же время, как открытая система, остается управляемой при помощи синергетических механизмов самоорганизации, саморазвития, самосохранения и самовоспроизводства [21, с. 141-142]. Отдельно следует остановиться на вопросе целостности общества и самого знания в информационную эпоху. Фрагментирование знания, его институциональные преобразования, нарушения системности взаимодействия в самом научном сообществе являются отчасти следствиями порожденных цифровизацией многозадачности, трудностей, связанных с обилием информации и переизбытком знания, способностями человека охватить и усвоить их. Новая реальность испытывает потребность в некоем коммуникативном посреднике между обществом, знанием, наукой и образованием. В этом ключе такой идеей может выступать просветительская деятельность [9, с. 33, 35-40]. Сохраняя преемственность традиций, но будучи открытая инновациям, идея просветительства генерирует возможности для преодоления сложностей действительности. Доступность к информации, ее множество еще не ставят знака равенства между количеством информации и знанием, а также умениями познавательной деятельности человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=