Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 64 технологичными методами работы, их вовлеченность, участие в разработке новых образовательных практик. Но, прежде всего, речь идет об особом, социокультурном контексте и предпочтении использовать в образовательном дискурсе термин «обучение» вместо термина «преподавание». На самом деле, диалогичность между обучением как квалифицированной, творческой деятельностью и преподаванием как методом осуществления социального взаимодействия между людьми заключена именно в понятии «педагогика». Рассуждая о педагогичности, ее интенции в отношении культуросообразности необходимо, во-первых, констатировать, что из пассивных получателей знаний, навыков, обучающиеся стали активными участниками этого процесса. Абсолютно для каждого из них содержательность процесса обучения, создание мотивации необходимо соотносить с уровнем социальной культуры личности [13, с. 82]. При грамотном развитии навыка использования технологий одна сторона будет обогащать другую, равно как и другая с пользой и отдачей воздействовать на первую. Во-вторых, говоря о вторжении инноваций в жизнь человека, об исторической эволюции образовательных технологий от начала применения папируса и дощечек для письма до появления компьютеров, следует в качестве основополагающего признать тот факт, что технологии призваны служить идее эффективности обучения. Ни одна из самых современных технологий не изменила фундаментальной особенности человека – способности к обучению. Но технологии изменяли контекст образования. Педагогику цифровой эпохи мы должны формулировать не как преподавание, учитывающее цифровые новшества. А как вид деятельности [13, с. 80-82], формирующий личность и соответствующую культурно-образовательную среду, затрагивающий вопросы ценностей и изменяющий, трансформирующий общество. И эти трансформации должны иметь гуманистические цели и ценностные основания. Критически осмысливая традиционную педагогическую систему в рамках развития цифровых коммуникаций, внедрения ИКТ и дистанционных образовательных форматов, исследователи все чаще фокусируют свое внимание на становлении электронной, открытой педагогики. Новое прочтение педагогики в аксиологическом, культурологическом, антропологическом, гуманистическом, синергетическом, герменевтическом, валеологическом контекстах обращает наше внимание на то, что в современных условиях неизбежен уход от традиционно последовательного, «ламинарного», устоявшегося учебного процесса. Он становится «турбулентным», разбалансированным информационными потоками. Обновление его инструментов демонстрирует и построение индивидуальной учебной траектории, и участие в образовательном процессе новых фигур экспертов, коучей, творческих, волонтерских организаций гражданского общества, и выход в неформальную область с возможностью открытого обмена знаниями в социальных сетях, на онлайн курсах по месту работы или жительства, и достижение более глобальных задач – удовлетворить государственные запросы,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=