Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 62 культуры и сберегая межличностное общение, национальные культурные традиции, общечеловеческое прошлое [10, с. 85]. В связи с этим в новом, культуросообразном ракурсе предстает перед нами и осознание содержательной миссии образования в формировании человеческого капитала в эпоху цифровизации. Именно образование, по мнению исследователей, создает возможность нарастить необходимый человеческий ресурс в его соизмеримости количественному росту информационных ресурсов для преодоления сложностей, быстро происходящих под воздействием информационных технологий изменений общественно-политического, экономического уклада жизни и окружающей среды. Качественное обновление человеческого потенциала в эпоху технологий оформилось в непрерывно следующую потребность человека повышать уровень профессиональных компетенций, овладевать дополнительными профессиями, получать образование на протяжении всей жизни [6, с. 80-81]. Для успешной реализации таких образовательных задач требуется обновленная, кардинально переосмысливающая роль информации, государственная научно-образовательная политика, проводимая, прежде всего, в высшей школе. Безусловно, она в новом ключе пересматривает роль ВУЗов, преодолевает одностороннее педагогическое, социальное или экономическое целеполагание направления развития. ВУЗ рассматривается как институциональная основа нового типа общественных взаимоотношений, где закладываются стратегические основы социального управления интеллектуальным потенциалом всего общества. Но главная задача образовательной политики информационной эпохи – посредством науки и образования развивать общество. Она достижима через управленческие цели реализации долгосрочных проектов, синергетический потенциал в решении глобальных, общечеловеческих проблем, улучшение качества мышления, коммуникации. Иными словами – через обеспечение эффективности управления «производством, хранением, передачей и развитием социально значимой информации» [24, с. 55]. Что, в свою очередь, и является отражением одной из возможностей моделирования общества в соответствии с параметрами культуры. Довольно распространенное сегодня понятие наукоемкой экономики основано на постоянном изменении информации, наполняющей базу данных знаний. Это же качество присуще и современному образовательному процессу. Следовательно, и наукоемкая экономика, и наукоемкое высшее образование нуждаются в принципиально иной, новой информационной инфраструктуре, методах ведения образовательного процесса, обеспечения деятельности, а также в непрерывном обновлении способов управления ими [8, с. 26-27]. Требует внимания и регулирования и еще одна тенденция высшего образования. Она характеризуется размытостью, утратой четких границ из-за активного использования дистанционного обучения, пространственными сдвигами, уменьшающими зависимость от принадлежности к столице или

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=