Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 61 благодаря технологиям, и в то же самое время о невозможности удостовериться в объективности этого знания [9, с. 34-35]. Частью настоящего дискурса выступает и потребность в становлении новых областей знания, например, цифровой этики, владеющей новыми этическими нормами и подходами регулирования цифрового пространства, что вызвано нарастающей трансформацией традиционных ценностей, нравственных устоев и острыми вопросами о критериях истинности, подлинности информации и научности знания [11, с. 24]. Однако одной из основных опасностей информационной эпохи становится стирание границ между информацией и, собственно, знанием. Помимо открытости общества и увеличения степени участия населения в решении вопросов государства, повышения просвещенности апологеты традиционного «общества знания» все чаще высказывают свои опасения о рисках размывания границ между профессиональным, экспертным сообществом и обывателями, о разрушении традиционной, устоявшейся иерархии институциональных структур и росте влияния небольших группировок. Что в свою очередь, кроме дестабилизирующих циклов самовоспроизводства и последующего саморазрушения таких структур, способствует множеству социокультурных конфликтов, антагонизму и неустойчивости форм общественного устройства [9, с. 35]. Еще одно звено в череде противоречий информационного общества – изменение представления о ценности знания и перемещение понятия знания из сферы научного анализа в плоскость экономики и товарного производства. Новые коллизии связаны с невозможностью сопоставить, соизмерить фундаментальные ценности, стремления к познанию в границах смыслового пространства культуры со степенью их влияния на социальные трансформации. Предлагаемый же способ измерения ценности знания с учетом цифровой реальности имеет механистический, формальный, обедненный подход и может привести к утрате значимых в культурном понимании пластов знания, к истончению смысловой сферы и субъективного мира человека [9, с. 36]. Одна из острых граней модернизации образования заключена в противоречиях целеполагания между «новаторами» и «консерваторами». Поскольку усовершенствование образования должно отвечать задаче построения социума и сформировать для этого свободную, но ответственную личность, совмещение традиций и применение новаций разными социальными группами именно в образовании как механизме воспроизводства культуры и трансляции культурного наследия – одна из важных задач обновления образования и наполнения его новыми смыслами [10, с. 84-85]. И здесь параметры, сообразные культуре, становятся основополагающими. Потому что достичь ключевой цели создания такой общественной атмосферы и аксиологической модели перспективного развития, где бы человек смог полноценно и всесторонне раскрыть свои способности и реализовать потенциал собственной личности во благо обществу становится возможным, только основываясь на традиционных ценностях отечественной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=