Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 58 нового, качественного порядка, как бесконечно становящейся «множественной целостности» [4, с. 91]. С одной стороны особенности усложнения культуры проявляются в нелинейности корелляции со сложностью сознания человека и демонстрируют потерю гуманитарной проблематики, когда взаимоотношения сводятся к организации набора операций. С другой человек, оказавшись в ускоряющемся пространстве, слабо осмысливает инновации, испытывает усиление социальной, культурной фрагментации. Его бытие, распадаясь на множественные субъективные переживания, сопровождается обилием информационных шумов, обрывками недостоверной информации, неверной интерпретацией субъективных мнений. Что приводит человека к ощущению собственной второстепенности, придаточности, зависимости от им же и порожденных системных структур, к формированию необъективной картины мира [14, с. 108-109]. Вследствие этого велика опасность смещения смыслового, содержательного акцента с самого человека на искусственно создаваемую им реальность. Иной аспект сложности спроецирован парадигмальным сдвигом, привнесенным в нашу жизнь новыми технологиями, и связан со сменой стиля мышления. Когда для схватывания новой сложностности, нового типа социокультурной динамики «становления» человек испытывает потребность не только в объяснении сложившегося положения вещей, но и нуждается в создании и использовании концептуально новых, в том числе философских подходов для обеспечения жизни [17, с. 37-38]. Особую категорию представляют собой сложности, связанные с темпоральными аспектами парадигмы образования. Информационное общество с его десинхронизацией действительности и виртуальной реальности влияет и на онтологию образования, заставляет по- иному ощущать и топос, пространственность, и его темпоральность, временную природу [8, с. 25]. Образование, само по себе обладая сущностными временными признаками, сегодня расширяет временные координаты информационно- образовательного пространства и охватывает своими рамками разнонаправленные временные вектора – циклическое и линейно-восходящее время. Оно, стремясь удовлетворить высокую плотность социокультурного взаимодействия [12, с. 40-42, 148-150, 161, 266-267], становится, в том числе и более мобильным под воздействием современных средств и новых технологий, позволяет учиться дистанционно и вне временного распорядка [16, с. 3]. Один из аспектов темпоральности образования затрагивает уже упомянутое нами выше изменение стилистики мышления, замену его линейной формы на нелинейную. Интенсивный современный информационный и событийный поток предъявляет новые требования к временным характеристикам. И порожденное одновременным выполнением нескольких задач, сознание человека становится параллельным, а не последовательным, а мышление – мозаичным, «клиповым» [16, с. 2-3], допускающим возможность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=