Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 57 Претерпевая кардинальные изменения на пути от теоретического или описательного характера к рационализации, знание становится неотъемлемой частью, новым качеством и способностью внутренне развитой личности к самосовершенствованию и преобразованию окружающего мира. Это нашло свое выражение и в характерном для нынешнего времени вытеснении из мировой экономики производства материальных предметов, ее переориентирование на «производство» знаний, в изменении соотношения отраслей материального и духовного производства и возникновении человекоцентричной парадигмы социально-экономического развития. Сегодня «индустриальная цивилизация уступила место информационной цивилизации» [6, с. 80]. И наблюдаемый нами новый парадигмальный сдвиг демонстрирует цивилизационный характер изменения идей, ценностей, культурных предпочтений, организации жизни и даже восприятия мира. Он во многом стимулирован успехами, результатами достижения технологий [17, с. 37] и существенными изменениями во взаимодействии человека с информацией, впервые в человеческой истории породившими смену главенства позиций информации и знаний над такими ключевыми категориями как материя, энергия [6, с. 80]. Исследователи отмечают неуклонный рост, неистощимость информационных ресурсов в отличие, например, от природных, а также важность влияния на формирование общества информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в XXI веке, провозглашенную в 2000 году Окинавской Хартией глобального информационного общества [6, с. 80]. Как отмечает в своих работах О. Н. Астафьева, одним из поворотных пунктов, сопровождающих социокультурную модернизацию и освоение современных технологий, в том числе в России, можно рассматривать обращение к инновационному управлению [1, с. 112] и человеческому капиталу как главному ресурсу инновационного обновления [5, с. 13-14, 15]. Поскольку качество человеческого потенциала связано, прежде всего, с формированием интеллектуальной среды, со становлением личности, протекающими в культурно-образовательной среде, которая, в свою очередь обусловлена историческими и культурными традициями, спецификой пространства и окружения, перед системами культуры и образования, составляющими основу преобразований, возникают новые цели и новые сложности. Сложность и сложностность культуры и образования Сложность как таковая превращается в системное качество на всей беспрерывной протяженности социокультурного формирования человека. Усложнение, сопровождая процессы абсолютно любого становления, оказывается показателем, критерием отличия друг от друга ступеней развития. Эпоха технологий и цифровизации являет собой результат сочетания роста цивилизационной сложности и внутренней сложностности культуры

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=