Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 56 necessary alternative opportunities for the development of the information culture of the individual, the use of the resource of human capital and the modeling of the integrity of society and knowledge itself based on general humanistic values. Keywords: education, culture, identity, digitalization, complexity, temporality, interdisciplinarity, cultural conformity, human capital. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-3-55-72 Трансформация понятий знание и информация в эпоху развития технологий Динамика социальных преобразований последних десятилетий уверенно демонстрирует интенсивное усложнение и зависимость от факторов глобализации и информатизации [2, с. 14]. Она оказывает свое влияние на многие основополагающие стороны жизни человека, на формирование культурной, национальной, социальной идентичности, становление личности, процессы образования и воспитания. Целью данной статьи стал анализ образования через призму прогресса технологий и роста цивилизационной сложности. В качестве объекта исследования выступила образовательная среда, сопоставление этапов развития которой в соответствии с потенциалом цифровизации позволило сделать предметом изучения новые грани параметров знания, находящиеся в процессе становления под влиянием инноваций. А также методами анализа, синтеза и моделирования выявить, сопоставить и обосновать перспективы развития образовательной среды в непреложной и неразрывной связи с параметрами культуры. Принимая во внимание довольно многочисленные попытки рассмотреть в разных ракурсах современные педагогические или прикладные тенденции образования, необходимо констатировать недостаточность социогуманитарных исследований, проведенных в рамках признания приоритета культурной парадигмы развития общественных отношений. Кроме того, новые, общемировые черты глобальности образования затрагивают актуальные вопросы социализации личности, гуманитарной безопасности общества. И недооценка традиционных ценностей культуры обнажает новые грани становления личности цифровой эпохи, которые проявляются и в нарастающем кризисе неопределенности национально- культурной идентичности, и в росте проблем самоидентификации в стремительно меняющемся социокультурном контексте при проведении «цифровых» образовательных реформ, и в становлении, собственно, самой цифровой культуры [20, с. 157-159]. Острота социодинамики в образовании концептуально связана с методами познания и отражается, прежде всего, в деятельности по генерации знания, в перемене способов накопления, трансляции и распространения нового знания, которое составляет одну из движущих сил научного, технического, общественного развития [15, с. 3-4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=