Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 55 НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ АСПИРАНТОВ И МАГИСТРАНТОВ С. М. Остапенко Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) «КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ» ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: СЦЕНАРИИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ В статье рассматривается влияние цивилизационного характера роста технологий и цифровизации на особенности развития образования и формирования культурно-образовательной среды. Затронуты тенденции управления и направления научно-образовательной политики высшей школы, традиции просветительства, возможности синергетического подхода и зарождения транскультурного пространства. Осмысление проблемы парадигмальных изменений в становлении личности, трансформации понятий информации и знаниял в контексте остроты социокультурной динамики, сложностности культуры, а также анализ темпоральных аспектов образования и противоречий информатизации позволяет сделать вывод о том, что постановка новых образовательных задач и полноценное использование потенциала цифровых технологий становится возможным только в соответствии с параметрами культуры. Именно культуросообразность инноваций в образовательном пространстве создаст необходимые альтернативные возможности для развития информационной культуры личности, использования ресурса человеческого капитала и моделирования целостности общества и самого знания на основе общегуманистических ценностей. «Ключевые слова»: образование, культура, идентичность, цифровизация, сложностность, темпоральность, междисциплинарность, культуросообразность, человеческий капитал. S. M. Ostapenko Institute of Public Administration and Management of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia) «CULTURAL CONFORMITY» OF EDUCATION IN THE DIGITAL AGE: SCENARIOS AND ALTERNATIVES The article examines the influence of the civilizational nature of the technology growth and digitalization on the features of the education development and the formation of a cultural and educational environment. The author mentions the tendencies of management and directions of scientific and educational policy of higher education, traditions of enlightenment, opportunities for a synergistic approach and the emergence of a transcultural space. Comprehension of the problem of paradigmatic changes in the formation of personality, transformation of the concepts of information and knowledge in the context of the acuteness of socio-cultural dynamics, complexity of culture, as well as analysis of the temporal aspects of education and the contradictions of informatization allows us to conclude that the formulation of new educational tasks and the full use of the potential of digital technology becomes possible only in accordance with the parameters of the culture. It is the cultural conformity of innovations in the educational space that will create the

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=