Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 47 Keywords: distance learning, online course, individual educational trajectory, social order, continuing education, students, self-organization, self-development, philosophy as a whole knowledge, principles of system and fundamental. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-3-46-54 В настоящее время возникает необходимость формирования гибкой системы образования, благодаря которой у обучающегося появляется возможность непрерывно повышать свои профессиональные навыки и умения. Вызвано это формированием социального заказа, предъявляемого обществом и государством к качеству подготовки специалистов, которые: востребованы на современном рынке труда, конкурентоспособны, компетентны, обладают цифровой грамотностью, ориентированы на непрерывное образование. В связи с этим, актуальным становится организация учебного процесса «с помощью дистанционного обучения – комплекса образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии от образовательных учреждений» [3]. Разновидностью дистанционного обучения являются онлайн-курсы, представляющие собой «…организованный, целенаправленный, образовательный процесс, построенный на основе педагогических принципов, реализуемый на основе технических средств современных информационных (в том числе информационно-коммуникационных) технологий и представляющий собой логически и структурно завершенную учебную единицу, методически обеспеченную уникальной совокупностью систематизированных электронных средств обучения и контроля» [4]. Характерной чертой онлайн-курсов является «…формирование у обучающихся способности к самоорганизации и самообразованию – ключевой компетенции, необходимой для реализации концепции непрерывного образования» [1, с. 126], что, несомненно, соответствует требованиям ФГОС ВО и способствует реализации нового социального заказа. В Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого разработан и успешно реализуется онлайн-курс, созданный на основании учебного курса «Философия» [5], авторами которого являются доктор философских наук, профессор В. Н. Назаров и доктор философских наук, профессор Е. Д. Мелешко. Замысел курса связан с идеей целостного философского знания, предложенной и обоснованной русским мыслителем В. С. Соловьевым. «Цельное знание» как целостность методов познания выражено им в понятии «свободной теософии» – «органическом синтезе теологии, философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать в себе цельную истину знания…» [11, с. 290]. Философию как «цельное знание» мы рассматриваем «в прикладном плане: как систему различных философских дисциплин, соединение различных частей философии в единую целостную систему знаний» [6]. Идея целостной модели философии отражена и в онлайн-курсе, в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=