Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 41 Однако постепенно эта синкретичность, целостность мира нарушается. Это происходит благодаря тому, что объективация, которой его подвергают другие (когда ухаживают за ним, играют с ним и т.д., то есть когда производят различные манипуляции с его телом, ставя его в положение претерпевающего объекта, который уже просто актом своего желания/нежелания не может воспрепятствовать этому) – навязывается ему, становится его собственной позицией по отношению к самому себе, что и выражается в признании им реальности своей телесной ипостаси [Комм. 3]. Одновременно с этим в процессе социальной интеракции претерпевает изменения и первоначальная установка ребенка на недоверие к миру. Смена детской установки на взрослую происходит посредством игровых практик и взаимодействий. Например, старшие члены семьи нередко любят играть с маленькими детьми в игру «А ну-ка отними...»: старшая сестра или мама протягивает малышу игрушку со словами «Ты только посмотри, что я тебе принесла..» – и когда ребенок уже готов взять подарок, внезапно отдергивает руку и прячет игрушку за спину. Некоторое мгновение ребенок пребывает в растерянности, затем разражается плачем. Ребенок плачет не от того, что не получил обещанного, и не от обиды на то, что над ним посмеялись – у него когнитивный диссонанс: только что игрушка была тут и вдруг исчезла – как это может быть?.. Сестра (или мама), видя до чего дошло дело, возвращает игрушку, приговаривая: «Ну вот она, смотри: никуда не делась...» Иногда, чтобы прекратить плач требуется «раскрыть карты»: показать, как был проделан фокус (как она спрятала руку, в которой была игрушка, за спину и потом достала обратно, как ни в чем не бывало). Ребенок, убедившись, что игрушка никуда не исчезала (не выпадала в небытие), а просто на время пропала из его поля зрения, постепенно успокаивается. Так в процессе игровых практик и взаимодействий формируется установка, соответствующая взрослому представлению о реальности. Эта приобретенная в раннем детстве установка оказывается настолько прочной, что даже психические расстройства не могут ее поколебать. Нередко при серьезных психических заболеваниях происходит редукция к состояниям, характерных для ранних форм развития. Но установившееся в детстве, принятое в качестве социальной нормы взрослое отношение к реальности редукции не поддается. Какие бы ни были нарушения психики, какими бы расстройствами сознания они ни сопровождались, они не могут разрушить внедренной в ходе социализации установки на реальность реальности (объективность мира). Приобретенные в детском возрасте в процессе социального взаимодействия (в которое включены не только коммуникативные операции, но и операции с предметами, и физические действия) установки [Комм. 4], оказываются прочнее (устойчивее) исходно данного, первичного отношения ребенка к миру и срабатывают всякий раз, когда есть для этого соответствующие условия. Убежденность в объективном и непрерывном существовании мира и собственного тела (так называемый «наивный реализм») не является

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=