Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 39 оснований. Отсюда такие странные – с точки зрения взрослых – вопросы: «Бог создал мир. А кто создал Бога?» Но, становясь взрослыми, дети отчуждаются от своего первичного мировосприятия [Комм. 2] настолько, что, даже обзаведясь собственными детьми, оказываются не способны узнать в них себя (вспомнить, например, как сами когда-то задавали подобного рода вопросы) и, общаясь с ними, реагируют так, будто сталкиваются с этим типом мышления впервые. Является ли это само-отчуждение, само-забвение окончательным? Куда девается их детский опыт, сформированный под влиянием первоначальной детской установки? (Что происходит с их первичным опытом, отражающим более раннее, еще не испытавшее влияния взрослых, отношение к миру?) Однако, как уже было сказано, помимо открытости миру (рассматривание мира в перспективе возможностей), ребенку присуще недоверие к миру – сомнение в самостоятельной (независимой от восприятия) реальности мира. Ситуация осложняется тем, что ребенок первоначально ничего не знает и о собственной физической реальности: он не знает о себе как о теле, поскольку существует сам для себя как состояние или процесс, воплощенный в ощущениях удовольствия/неудовольствия, нерасчлененных потребностях (так, например, не всегда ясно: когда маленький ребенок требует молока – он хочет есть или он таким образом выражает нужду в материнской заботе? Жак Лакан предположил бы второе). Представление о себе как о телесном существе, обладающим отличной от ощущений физической реальностью формируется впоследствии: 1) посредством взаимодействия с его телом других людей (которые играют с ним, кормят, моют, одевают); 2) посредством его собственных взаимодействий со своим телом (ощупывание, играние с различными частями тела, и т.п.); 3) посредством его взаимодействий с предметами (проверка их «на прочность» – на реальность, выражающаяся в стремлении сунуть что-нибудь в рот, сломать, а еще вернее – «раскурочить», испытать сопротивляемость «их» реальности – моей реальности: чья взяла?). Наверное, самую важную роль в формировании у ребенка представлений о собственной телесности играет факт взаимодействия с его телом других людей. Например, когда мама, умывая ребенка или делая ему массаж, приговаривает: «Где наши ручки? Вот наши ручки! Ай, какие у нас ручки! А где наши ножки? Вот наши ножки! Ай, какие ножки!..» Благодаря этому ребенок не просто узнает, как называется та или иная часть тела – он, если можно так выразиться, материализуется сам для себя: начинает осознавать объективность и независимость этой телесной ипостаси от его воли и желания, образующих как бы первоначальный опыт самовосприятия, ведь ребенок исходно себе дан как нечто волящее и желающее, испытывающее и ощущающее. Он реализует свою реальность посредством (в акте) желания/нежелания. Только впоследсвии он начинает воспринимать себя как существо, наделенное телом – то есть так, как воспринимают его другие. Первоначально он об этом ничего не знает: не знает о телесной реальности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=