Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 38 установка возвращает нас к точке начала, когда мир еще не доопределился, и для того, чтобы это произошло, необходимо личное участие человека. Взрослый живет в мире, где все правила уже заданы (когда, кем – не ясно, но очевидно, во всяком случае, что их надо принять к сведению). Поэтому его так озадачивают вопросы ребенка: почему дождик мокрый, а трава зеленая? На них он готов отреагировать встречным вопросом: а разве может быть по- другому? Напрасно думать, что ребенок ставит эти вопросы от недостатка знания (ему не известны причины, обуславливающие зеленый цвет у растений и т.п.). Дело не в этом, а в принципиально иной установке мировосприятия: в то время как отношение взрослого к миру определяется понятием «правила», «закона», у ребенка отношение к миру определяется понятием «возможности». Ситуация неопределенности, в которой пребывает мир – это ситуация выбора: одновременного присутствия разнообразных равнозначных вариантов/альтернатив, сам факт наличия которых создает для мира возможность бытия-иначе («ораньжевое небо, ораньжевое солнце, ораньжевая зелень, ораньжевый верблюд»), так и возможность небытия. Отсюда (из этой установки) вытекает, с одной стороны, способность ребенка «ожидать чего угодно», верить во все чудесное (потому что вероятное и невероятное, возможное и невозможное правилами его мира еще не заданы, да и сами правила еще не сформированы), а с другой – недоверие к миру. Иными словами, для взрослого ключевой вопрос: «Что делать?» («Как действовать?») – это и понятно: ведь основная функция взрослого – быть исполнительным, ответственным работником, четко знающим свои инструкции. Он не склонен подвергать сомнению правила (то есть он, конечно, знает, что правила могут быть «правильные» и «неправильные», но сама необходимость наличия правил, равно как и их изначальная объективная пред- заданность, сомнению не подлежит). Совершенно иначе мыслит ребенок. Его ключевой вопрос: «Почему делать нужно именно так?» («Почему нельзя иначе?») Существующий в стихии игры, он знает, что правила – условны, они возникают на втором шаге: только после того, как играющие согласились установить и признать их в качестве правил. Изначальна – точка бифуркации, наличие альтернатив, разнонаправленных возможностей. Коротко говоря: взрослые живут в мире правил, санкционирующих область дозволенного и недозволенного, ребенок живет в мире возможностей (или, выражаясь словами Н. А. Бердяева, «добытийной свободы» [2, с. 459]). Поскольку разница в мировосприятии ребенка и взрослого довольно велика, часто возникают проблемы с взаимопониманием. Нередко конфликты происходят по недоразумению: взрослые считают, что дети специально не слушаются. На самом деле они просто не понимают: каковы основания, делающие это правило столь значимым? Взрослые воспринимают правила как что-то само собой разумеющееся, как аксиому, которая все объясняет, а сама объяснению не подлежит, потому что обладает какой-то самоочевидной достоверностью. У детей – позиция иная: они стремятся выяснить основания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=