Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 36 Независимое, непрерывное бытие мира объясняется ссылкой на существование вечного Бога или постоянство законов природы. Для взрослого точка опоры - мир. Он воспринимает себя как неотъемлемую часть «объективной реальности», осознает от нее свою зависимость, примат устанавливаемых ею законов над собственным произволением. Не так – у ребенка. Ребенок поначалу не знает, что мир способен существовать без него. Его исходная установка – что мир возникает вместе с ним. Поэтому, когда ребенок начинает осознавать (просматривая, например, детские фотографии своих родителей), что мир возник задолго до его появления на свет, что он (равно как и окружающие ребенка люди) обладает собственной, не зависящей от его, жизнью и историей (частью которой он, сам о том не подозревая, уже является) – этот факт не просто вызывает удивление: он ломает всю картину мира. Учитывая влияние, которое это событие оказывает на изменение представлений о мире и о своем месте в нем, его вполне можно обозначить как первый коперниканский переворот онтогенетического масштаба, через который надлежит пройти каждому индивиду (вторым можно считать момент осознания/признания ребенком воей смертности). Другими словами: точкой опоры, то, на чем держится мир – в контексте данной установки – оказывается сам ребенок, подтверждающий своим бытием бытие мира (так называемый «детский эгоцентризм»). Отсюда – разного рода забавные моменты, которые кажутся взрослому «детской несуразицей» (поскольку в них он усматривает отсутствие логики). Например, игровая ситуация, когда ребенок закрывает ладошками лицо и говорит: «Меня нет» или «Я спрятался». Взрослому очевидно, что если ты ничего не видишь – это не значит, что мир тебя не видит. У ребенка другая логика (не менее последовательная, хотя и не столь рационализированная): если я перестаю воспринимать мир (подтверждая, тем самым, его существование) – мир перестает быть: как же он тогда может меня воспринимать? Подобного рода установки сильно напоминают не раз разкритикованный, но так и не опровергнутый берклианский «субъективный идеализм». И это не случайно. Поскольку основная его идея («существовать – значит быть воспринимаемым») является ни чем иным, как неосознанной рационализацией и концептуализацией детской точки зрения, которую можно считать «естественной установкой», первичной дотеоретической позицией, выражающей изначальное отношение индивида к миру. Разумеется, между теорией Дж. Беркли и этой «естественной» детской установкой имеется значительная разница. Существование мира у Беркли гарантируется наличием Бога, который, будучи вечным и вездесущим, способен в каждый момент времени обозревать всю Вселенную, обеспечивая тем самым непрерывность и устойчивость ее существования. У ребенка существование мира не обеспечено ничем. Вернее, он сам своим собственным существованием обеспечивает существование мира, делая его причастным своему бытию (мир – согласно исходной детской установке –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=