Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 30 элементами процесса установления социальных связей любого порядка. То есть такой привычный акт приветствия как пожимание руки стал табуирован за несколько месяцев. Одновременно с этим, необходимость соблюдения социальной дистанции (которое сегодня в ряде стран является законом, органическим образом продолжает логику «индивидуализированного общества» З. Баумана, общества, где жизнь отдельного индивида кроме как неопределенностью, характеризовалась как, прежде всего, абсолютизацией индивидуализма, в конечном счете приведшего к разобщенности внутри социума), легализует нежелание проводить время с теми, с кем коммуникация происходила по внешней необходимости. Проблему социальной самоизоляции, необходимо начали связывать с усилением атомарности, однако с точки зрения современного французского философа Ж.-Н. Нанси коронавирус несет на себе функцию коммуновируса [3]. То есть феномена, который способен объединить человечество даже в ситуации физической отстраненности, это то, что позволит человечеству ощутить единство сообщества. По мнению философа, вирус появился как нельзя в лучшее для пандемии время. Одновременно практически все страны мира и все социальные слои общества оказались в ситуации равных условий, что создает единое пространство опыта. Возникшая солидарность оказывается направлена на ожидание заката технокапитализма, промышленности и очищения природы. Самоизоляция понимается массами как отнятие свободы, как воспроизведение паноптикума М. Фуко [4], когда каждая отдельная квартира, каждая частная жизнь становится контролируема государством. Здесь невозможно помыслить изоляцию как спасение. Однако подлинным надсмотрщиком сегодня, основываясь на концепции Б. Латура, можно назвать сам вирус. Словенский философ С. Жижек пытаясь осмыслить ситуацию пандемии задается вопросом, а что стало с теми проблемами, которые волновали человечество всего несколько месяцев назад? Действительно ли человечество разрешило вопросы экологии и расовой дискриминации? По мнению философа позиции активистов для настоящего момента не являются достаточно радикальными, поэтому теперь не способны объединить людей [5]. Немецкий философ М. Габриэль оценивает пандемию как событие, после которого необходимо говорить об изменение мирового порядка: «Doch wenn wir nach dem Virus so weitermachen wie vorher, kommen viel schlimmere Krisen» («Но если мы продолжим действовать как и раньше, то нас ждут кризисы гораздо хуже») [6]. Габриэль также считает, что коронавирус обнажает идеологию XXI века – веру в научно-технический прогресс. Социальные практики, которые до 2020 года массами понимались как ритуальные, то есть как нерефлексируемые с позиции личной заинтересованности порождали социальное отчуждение, которое необходимо должно было стать причиной увеличения дистанцирования, парадоксальным образом развивалось параллельно тенденции становления новых социальных практик, осуществляемых в сети.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=