Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 29 вечный спор о необходимой свободе преподавателя актуализируются в ситуации, когда личные оценочные суждения преподавателей оказываются невыгодны университету. Так Канзасский университет принял правила, согласно которым преподаватели и сотрудники университета могут быть уволены за «ненадлежащее использование социальных сетей» [2], которое представляет собой любое комментирование и выражение согласия и поддержки, то есть любое сообщение, которое есть в цифровой форме. Однако эта проблема не так очевидна, как представляется администрации университетов. Медиаландшафт стирает границы между частным и публичным. Степень конфиденциальности на ряде ресурсов присутствует (Facebook, VK и т.д.), однако она не определена и не ограничена. Глобальный опыт дистанционного образования с начала пандемии обнаружил ситуацию, когда преподавателям приходилось буквально впускать студентов в пространство своего дома посредством видеоконференций. Понятие семинарского и лекционного занятия сегодня оказалось расширено, нет временного совпадения с тем, когда тот или иной студент приступит к выполнению задания или изучению курса. Если содержание лекционных занятий в аудитории действительно предполагает примат авторского права, то контролировать учащегося, который слушает лекцию без наушников в комнате общежития, транспорте или любом общественном месте невозможно, одновременно с этим весь сопутствующий объем объяснений преподавателя в личной переписке не предполагает запрета на распространение. Ряд администраций университетов вводят пропускной контроль, когда перед рассылкой писем студентам от преподавателя администрация изучает их содержание. Медиаландшафт порождает еще один устойчивый тренд, который затрагивает свободный обмен информацией. Форматы конференций сегодня предполагают, что обмен знанием может быть стихийным. Хештеги, как популярные каталогизаторы в ряде социальных сетей, позволяют моментально находить весь объем публикаций по определенному событию, делая его доступным глобально. Однако идеи докладчиков получают охват, во многом могут скомпрометировать и негативно повлиять на статус ученого или публичного деятеля, который высказывая предположение, получает в Твиттере коллеги роль автора сомнительной концепции или персонажа-подделки (deepfake). Контент, публикуемый на страницах университета в социальных сетях имеет ряд характеристик: он ограниченно доступен для пользователей (только для собственных студентов, только для аспирантов), отражает достижения ученых и студентов в широком тематическом горизонте, направлен на поддержание образа университета. Однако в данном случае университет воспроизводит иерархизированную структурную организацию в медиаландшафте, выступая в роли всё той же башни из слоновой кости. Сегодня внутри процесса переживания пандемии стало очевидно, как быстро изменились те социальные практики, которые были неотъемлемыми

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=