Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 24 самоподдерживающийся политический проект системы баланса интересов в духе солидаризующих гуманистических идей, к которым относились известные концепции Николая Кузанского (Nicolaus Cusanus, 1401-1464) и Марсилио Фичино (Marsilius Ficinus, 1433-1490) рассматривавших христианство не как отдельную «confessio», противостоящую исламу, иудаизму и т.п., но как «естественную», т.е. изначальную и универсальную «religio», способную объединить всех «людей доброй воли», понимаемых в духе известного тезиса Тертуллиана (Quintus Septimius Florens Tertullianu, 155-240) о том, что любая «душа по природе христианка». «Акт» стал важным, хотя и получившим свое последовательное юридическое завершение только в ХХ веке, этапом трансформации ментальности эпохи древнего законодательства « Pax Romana » в современную нормативность, поддерживающую сложную, конфликтную и дифференцированную солидарность «Pax Deorum» в предельно широком значении, где политики, теологи, социологи, историки и другие эксперты как «люди дорой воли» конструируют собственные нормы общежительства и свободы совести, разоблачая одни «ecclesiam malignantiumet», стремясь к согласию, но при этом порой утверждая новые, порой еще более опасные и бесчеловечные, чем раньше, как это было в ХХ столетии, самом кровавом за всю историю. Современная молодежь, как показывают многочисленные социологические исследования, создает и пересоздает свои версии « своего » , « иного » и « чужого » [13]. В этой среде время от времени начинают входить в моду « фаны Спартака », « рокеры » или « байкеры », при этом, как правило, « чужое » отличают от принципиально « чуждого » , в основном совпадающего с требованиями современных образовательных программ о необходимости формирования у учащейся молодежи толерантности как универсальной компетенции. Современное государство в таком контексте переосмысливает древний концепт « ecclesiam malignantiumet » как имеющий отношение к тем сообществам, которые нарушают эти фундаментальные нормы общежительства, совершая или просто провоцируя акты экстремизма и терроризма, сообщения о которых не сходят с новостных лент различных СМИ. В последние 25 лет стали утверждаться новые нормы современной социальной жизни, когда уже выросло и повзрослело целое поколение граждан, которые считают конституционное положение дел, утверждаемое системой образования и академическим религиоведением как его, к сожалению, сокращающейся в учебных программах частью, в качестве естественного и единственно достойного. Эти исследования, включающие использование социологических методов анкетирования, интервью и фокус-группы для выяснения толерантных установок и религиозных предпочтений студенческой молодежи, позволяют не только исследователям, но и самому молодому поколению самоопределиться в том, как предотвратить тотальную эскалацию насилия в обществе, способствуя профилактике девиантного и деликвентного поведения, порождающего акты экстремизма и терроризма по всему миру.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=