Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 23 собиравшихся «во имя Его», поскольку «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Этот Я1 смог солидаризировать население Imperio Romano Sacro в спасительное единство института Ecclesia Catholica Romana, войдя в повседневную жизнь и бытовую культуру мультиэтнического населения, признаваясь элитами в качестве подлинной принадлежности к универсальным идеалам единства Истины, Блага и Красоты, образующим величественные, сильные и яркие формы подлинного и «правоверного», т.е. закрепленного законами («LEX Christi», «lex evangelium») благочестия, которые разрабатывались элитами для народа, принимаясь, в идеале, каждым свободно, по сердцу, совести и разуму. Эти, ставшие для христиан традиционными нормы правоверного благочестия, в свою очередь, вытеснили значительно более ранние формы солидарности, составлявшие древнейшее значение латинского слова «religio». Этот термин исторически утвердился как обозначения скрупулезно исполняемых практик поддержания традиций «Mos maiorum» («обычай предков»), противопоставленных «нечестивым» иноземным «суевериям» («superstitio»), к числу которых почти 300 лет власти империи относили и традиции христиан («иудейского суеверия», «бессмысленных обычаев» и т.п.). Такой изначальной «religio» были законодательно учрежденные нормы публичного «понтификального благочестия» в Риме и возникшем на его основе глобальном человеческом «общежительстве» (respublica, республика, общее дело), объединяемом «литургией» в то, что Ф. Сини описал как «Pax Deorum» (божий мир, мир божеств, мир с божествами, подлинное бытие индивида в согласии с глубинными началами всего сущего), способный противостоять разрушительному потенциалу морального сепаратизма, который так или иначе отступает от свободной и добровольной жизни по сердцу, совести и разуму [9]. «Akt konfederacji warszawskiej» выступил как новый для «Pax Christiana», раздробившегося на тысячи объединявшихся и разделявшихся «confessio», интегративный политический («республиканский») проект, стремившийся упрочить мир в Imperio Romano Sacro, которая, в свою очередь, распалась после заключения эпохального Вестфальского мира (Pax Westphalica, 1648) на множество суверенных национальных государств. Цивилизация знает многочисленные попытки поиска норм сосуществования влиятельных этноконфессиональных акторов в одном политическом целом империи, где, однако, разделялись «религия» и «магия» (колдовство, чародейство, зелеварение и т.п.), при этом последнее могла караться смертью, что было значимым в эллинистическом «Pax Romana», где уважались «Mos maiorum» всех присоединенных народов, или в «Pax Islamica» последователей Мухаммеда, признававших права «людей Писания», или в «Pax Tatarica», с «Ясой» Чингизидов, гарантировавшей поддержку «никейских христиан», наряду с несторианами, мусульманами, буддистами и т.п. «верами» в своем супергосударстве, кроме «колдунов» и т.п. Элиты Rzeczpospolita стремились преодолеть разделительный и взрывоопасный потенциал «конфессионализации», сформировав динамичный и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=