Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 22 себе угрозу самой стабильности в обществе, провоцируя межконфессиональную напряженность и потенциально способствуя радикализации некоторых его членов, особенно молодых (феномен Варвары Карауловой). В глобальном историческом контексте формирование «confessio» и утверждение соответствующих «конфессиональных границ» приводили как к обособлению христианских сообществ, так и к поискам новых форм интеграции. «Конфессионализация» сопровождалась возникновением и распадом множества новых «надконфессиональных» социально-политических общностей (т.н. «деноминаций», переименовывавшихся братств). Реформация в определенном смысле стала результатом «революции Гутенберга», вызвавшей массовое распространение печатных текстов, в том числе полемизирующих с Ecclesia Catholica Romana, в результате чего стало утверждаться новое глобальное международное сообщество «Respublica literaria» (Республика ученых, 1417), частью которого стало с XIX века религиоведение (наука о религии), предполагающая диалог конфессий между собой в рамках норм академической традиции. Оно оказалось способным солидарно конструировать собственные нормы понимания истинности знаний в университетах и академиях, отделяя не столько одну конфессию от другой, сколько «образованных» (литераторов, читающую публику, ученых, философов) от «невежд» (простаков, деревенщины или детей), которых преобразить в достойных граждан и «сынов Отечества» сможет только система образования. Другим интеграционным ответом стали многочисленные движения (пиетизм, пуританизм, ривайвелизм и т.п.), в которых основное значение придавалось не утонченным глубинам разделительной догматики, а объединяющим христиан всех деноминаций непосредственным переживаниям личной связи с Богом и нравственным запросам «жизни по сердцу» («совести», «милосердию»), возвращаясь к вечным идеалам тех, кто признавал себя за евангельский «народ Божий» («λαος θεου», «populus Dei»; 1 Пет 2:10), «народ святой», «род избранный» и «царственное священство». В философско-религиоведческом плане, т.е. с позиций предельно отстраненного созерцания происходивших в 1573 году социальных трансформаций, важно различать два фундаментально различных типа языков описания событий, отмеченных выше. Прежде всего, это язык «наблюдателей действительности» (Я1) и, во-вторых, язык «наблюдателей за наблюдателями действительности» (Я2). Первый символизирует и унифицирует «здесь и сейчас» возникающие спонтанные и изменчивые переживания индивидов непосредственно данной действительности, тогда как второй стремится осмыслить происходящее «со стороны», «философски», наблюдая за «наблюдателями действительности». В этом контексте XVI век стал эпохой, когда радикально изменился Я1 миллионов верных последователей тысячелетней традиции Ecclesia Catholica Romana, считающих именно себя преемственным продолжением «правоверия» (ортодоксии, ὀρθοδοξία, opinio recta, Orthodoxia) первых евхаристических братств «Народа Божия»,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=