Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 19 рядоположенных «religionis christianae», «dissidentes de religione», сторонники «greckiej wiary» и приверженцы «jedno rzymskiego kościoła». В документе указывались обязательства шляхты, которые должен был утвердить будущий монарх: «А поскольку в Речи Посполитой нашей есть различия немалые в вере христианской, предотвращая то, чтобы по этой причине между людьми распря какая вредная не началась, каковую по прочим королевствам мы ясно видим, обещаем совместно, от имени нашего и потомков наших, и на вечные времена присягаем верой, честью и достоинством нашим, что если рознимся в вере, мир между собою сохранять, а из-за разницы в вере и обрядах церковных крови не проливать, а также не карать ни конфискацией, ни лишением чести, ни тюрьмой или изгнанием, и ни власти никакой, ни чину в таких действиях никаким образом не помогать. И, конечно, если кто-то где-нибудь захотел бы по этой причине кровь проливать, препятствовать этому все мы должны будем, хоть бы кто это под видом декрета или по приговору какому судебному совершать хотел» [3, с. 390-391]. Для того, чтобы этот документ приобрел силу закона, необходимо было, чтобы его утвердил новый король. «Акт» был подписан представителем короля 20 мая 1573 года, позднее подтвердил согласие с ним в 1576 году новый король Стефан Баторий (Stefan Batory, 1533-1586). Переведенный на западно-русский язык текст «Акта» был включен в Статут Великого княжества Литовского, а его положения заложили правовые основы веротерпимости в Речи Посполитой [4, с. 105-113]. Следует отметить некоторые слабые стороны этого важного исторического документа, поскольку его правовой защитой не могли воспользоваться представители низших сословий и не были предусмотрены конкретные механизмы выполнения его положений. В связи с этим влиятельные в стране католические круги часто рассматривали его в качестве правового документа ограниченного действия, а сам римский католицизм со временем приобрел статус национальной религии, став важным объединительным и этноконфессиональным фактором, отделявшим поляков от русских (православных) на востоке и прусского населения (лютеран) на севере и востоке [9, с. 48]. После заключения Брестской унии (1596) попытки православной и протестантской шляхты солидарно действовать на сеймах с целью совместной защиты своих вероисповедальных прав, не увенчались успехом [13, с. 238-242]. 2. Философско-религиоведческие аспекты «Акта» В этом разделе текста мы рассмотрим «Акт» с позиций предельно широкой перспективы философского религиоведения, поместив его в контекст периодического возрождения новых, но, вместе с тем и наиболее древних норм отношений власти и народа, « королевской веры » и «личной свободы совести», где именно гражданская солидарность признавалась подлинным «правоверием», различным, к примеру, в эпоху Кира Великого (539 г. до н.э.), восстановившего, помимо прочих, храм Мардука в Вавилоне и Иерусалимский храм в Иерусалиме, или эдикта Галерия, остановившего преследования христиан (311), или начала формирования мусульманской уммы Мухаммедом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=