Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 16 социальную силу, с которой приходилось считаться как королевской власти, так и могущественной польской шляхте [5, с. 21, 23]. В «республике обоих народов», присоединившихся к «каталiцкай рэлiгii» в разное время (в 966 году – Польша и в 1385 – Литва) власть и большая часть элиты приняли «fide», т.е. «правую веру каталiцкую святога рымскага Касцёла» (Ecclesia Catholica Romana), получив при этом целый ряд исключительных привилегий, которые, однако, первоначально не распространялись на приверженцев «greckiej wiary» («старожитной релѣи греческой», православных), порой в документах именуемых не христианами, но «схизматиками и неверующими» (Unia horodelska, Городельская уния, 1413). Позднее, в целях консолидации общества перед внешними и внутренними угрозами, власти сделали ряд уступок представителям «greckiej wiary», частично уравняв их с католиками [4, с. 81-85]. Ecclesia Catholica Romana, к которой принадлежали польский король и великий князь Литовский, имела исключительный статус господствующей в своих государствах, тогда как общины «greckiej wiary» имели статус веротерпимого меньшинства, что сохранилось и в Речи Посполитой, которая была образована в результате унии, заключенной в 1569 г. в Люблине между Польшей и Великим княжеством Литовским (Люблинская уния), при этом целый ряд аспектов социально-политической жизни на местах сохранял свои прежние формы [7, с. 47]. Не обладавший значительной властью король Сигизмунд II шел на уступки собственным протестантским элитам, особенно в Малой Польше (в юго-западных землях долины Вислы), где сформировалось 265 протестантских общин, что можно сравнить со 120 протестантскими общинами в Великой Польше на северо-западе. Там, как и в Западной Пруссии, лютеранские братства и богемские братья составляли большинство населения, в то время как в Малой Польше распространились сообщества кальвинистов и социниан. Центр последних находился в Ракове, где располагалась их церковная школа и типография, в которой был напечатан их катехизис и исповедание веры (Второй Раковский катехизис, 1605) [7, с. 48]. Важно отметить, что Сигизмунд II, принадлежа к господствующей Ecclesia Catholica Romana, на первых этапах не преследовал «диссидентов», а в 1570 г. даже издал документ, в котором говорилось, что решение религиозных вопросов не входит в компетенцию короля. Ему было близко новое понимание нормы отношения к вере, выраженное в его знаменитых словах: «Я не король вашей совести» [12, с. 251]. В последние годы его правления католическая иерархия оправилась от тяжелого удара, нанесенного ей Реформацией, когда много представителей знатной и влиятельной польско-литовской шляхты вышли из этого сообщества, перейдя в протестантизм. Из среды польского епископата выделился ревностный поборник католицизма кардинал Станислав Гозий, епископ вармийский, который вместе с легатами апостольского престола начал борьбу за сохранение господствующего положения Римско-католической церкви в государстве. Он в 1561-1563 годах участвовал в Тридентском соборе, а в 1563

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=