Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 137 целостный семантический, исторический, социокультурный и педагогический анализ. Принципиальным методологическим основанием исследования стал «переход» через рубеж 1917 года, что позволило проследить динамику идеи «национальной идентичности» и ее отражение в образе столицы в условиях смены политического режима и передачи статуса главного города страны от Санкт-Петербурга к Москве. В качестве верхней границы исследования был обозначен 1925 год, поскольку решения III Всесоюзного съезда Советов (май 1925) и XIV съезда ВКП(б) (18-31 декабря1925) о необходимости превращения России из аграрной страны в индустриальную детерминировали бурные дискуссии о методах промышленного строительства и темпах урбанизации страны. С этого момента репрезентации национальной идеи и образа города в школьных учебниках изменились самым кардинальным образом. В качестве исследовательской матрицы предложим систему маркеров, позволяющих идентифицировать и интерпретировать идею нации в текстах и иллюстрациях азбук, букварей, книг для первоначального чтения. в этом качестве мы ориентировались на следующие характеристики нации: территория (с центром – столицей); централизованная государственная власть (столица – место пребывания правителя); поддерживаемая государством религия(и) (столица – центр духовной жизни); экономическое развитие (столица – центр торговли, промышленности, транспортных коммуникаций); общность культуры и языка (узнаваемые архитектурные объекты, социальные практики и ритуалы, художественные произведения и т.п.) [11]. Обнаруживаются ли данные маркеры в текстах и иллюстрациях азбук и букварей рассматриваемого периода? С какой частотностью? Можно ли говорить об их динамике? О зависимости от адресации учебных пособий? Каков механизм их репрезентации в текстах? во внетекстовых компонентах учебников? Можно ли проследить (взаимо)связи этих маркеров с какими-либо дидактическими приемами и средствами? Попробуем ответить на эти вопросы. итак… Территория Общность территории как характеристика национального единства достаточно часто присутствовала в российских книгах для обучения грамоте, в которых описывалась «родная земля» с ее природными богатствами и красотами: лесами, полями, реками, озерами и т.д. Отметим, что первое такое описание зафиксировано в русской литературной традиции еще в середине XIII века: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=