Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 135 Е. Ю. Ромашина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБРАЗ СТОЛИЦЫ КАК МЕТАФОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: РОССИЙСКИЕ АЗБУКИ И БУКВАРИ 1900-1925гг . 4 Пособие для первоначального обучения грамоте может быть рассмотрено как средство политической и социальной индоктринации ребенка. Но сложные и абстрактные идеи (например, национальной идентичности) презентируются в нем, как правило,в виде знакомых и понятных ребенку символов, в том числе визуальных. Один из способов решения этой задачи был использован в российскихазбуках и букварях начала XX века: национальная идея была представлена в них через образ столицы. Нами рассмотрены азбуки, буквари, книги для чтения, изданные в России с 1900 по 1925 г., в столичных и провинциальных городах, государственными и частными издательствами (более 140 наименований). Образы столицы (архитектура, рынки и магазины, городской транспорт, уличное освещение, жанровые сцены и т.д.) были обнаружены в 23 пособиях. В контенте учебников присутствуют тексты и изображения обеих русских столиц - Москвы и Санкт-Петербурга.Однако в большинстве случаев именно Москва представлена как символ национальной идентичности. Образ столицы в российских азбуках и букварях рассматриваемого периода репрезентирует следующие характеристики нации: обширная территория (Москва – сердце русской земли); централизованная государственная власть («царь и царица живут в столице»); поддерживаемая государством религия (московские православные храмы на иллюстрациях); экономическое развитие (столица – центр торговли, промышленности, транспортных коммуникаций); общность культуры и языка (архитектурные объекты, стихотворные тексты и т.д.). Данные характеристики свойственны азбукам и букварям, опубликованным в России как до, так и после революции 1917г.; они сохраняются в учебниках примерно до 1923-1925гг. Позднее им на смену приходит идея «единой социалистической нации», главными становятся не этнические и культурные, а экономические и социальные (классовые) признаки общности людей. Ключевые слова: учебник, азбука, букварь, текст, город, столица, нация, национальная идентичность 4 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=