Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 131 В отличие от киников, стоики усматривали в природе многоуровневость – человек одновременно является живым существом, разумным существом, субъектом социальной коммуникации. Киническая рекомендация не подходит для стоиков, поскольку их система требует от своих подопечных следованию нескольким уровням природы, что, впрочем, не мешает стоическому мудрецу нарушать обязательства более низкого порядка, когда они вступают в конфликт с обязательствами более высокого порядка. Если киник знает каким образом необходимо действовать, и вся задача состоит в том, чтобы приучить себя действовать именно таким образом, то стоик должен сначала познать собственную природу, прийти к выводу, что она многосоставная, а затем выстроить правильную иерархию приоритетов. Наилучшим образом данная многоуровневость в стоицизме демонстрируется через учение о «природной склонности» (οἰκείωσις) – ощущении и принятии «своего». Согласно этому учению, человека, как любое живое существо, сначала испытывает склонность к самосохранению и, как следствие, заботится о себе, но с постепенным развитием разума «расположение» распространяется на близких, сограждан и в конечном итоге на всех людей как «братьев по природе» [9, c. 220]. Поскольку участие в политике также входит в число обязанностей, «государственными делами мудрец тоже будет заниматься, если ничто не воспрепятствует (так пишет Хрисипп в I книге “О жизни”)» [1, c. 282]. В связи с этим космополитическая доктрина стоиков не предполагала полного отказа от локальных обязательств, а воспитательная стратегия включала в себя формирование гражданина, который способен выполнять требования как местного уровня, так и мирового, что может быть обозначено как «позитивный космополитизм». Заключение. Рассмотрев два типа античного космополитизма, мы увидели, что образовательные стратегии оставили значительный отпечаток на том, каким виделся сторонникам космополитизма идеальный полис и какую позицию они занимали по отношению к существующим городам-государствам. Отсутствие ясной образовательной программы по воспитанию добродетельного человека (за исключением рекомендаций упражняться в добродетели), привело киников к созданию негативного типа космополитизма, в рамках которого отрицаются имеющиеся политические образования и не предлагается позитивной программы. Космополитизм стоиков представляется более детализированным (и в силу этого более конструктивным) учением, не предполагающим полного отречения от наличествующих политических форм. Позитивный образ космополитизма стоиков был обусловлен стоической образовательной программой, согласно которой моральный субъект в своем развитии проходит несколько уровней, постоянно расширяя круг своих обязательств. Автор настоящего исследования выражает надежду, что полученные результаты могут представлять некоторый интерес не только для истории античной философии, но и для современной философии. И поскольку мы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=