Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 130 высших форм образования и культуры, одним словом – идеальная программа среднего образования. Эта концепция в первую очередь принадлежит философам, провозглашают ли они бесполезность ἐγκύκλιος παιδεία для философской культуры, как то делает Эпикур, а вместе с ним киники и скептики всех мастей, или настаивают на ее необходимости, в чем согласно большинство школ, причем в особенности (после Хрисиппа) эта мысль близка стоикам» [3, с. 247]. Второй смысл воспитания более философский и подразумевает комплекс мер по совершенствованию души воспитуемого, с целью формирования добродетельного настроя души. Этот смысл был зафиксирован М. Фуко в понятии «технологий себя», которые позволят «индивидам, самим или при помощи других людей, совершать определенное число операций на своих телах и душах, мыслях, поступках и способах существования, преобразуя себя ради достижения состояния счастья, чистоты, мудрости, совершенства или бессмертия» [11, с. 100]. В большинстве своем античные философы относились к первому типу образования снисходительно (хотя Аристотель заканчивает своей трактат «Политика» подробным описанием того, как занятия музыкой может способствовать воспитанию добродетельного гражданина.), а некоторые из них – явно враждебно. Киники принадлежали к последней враждебно настроенной категории. Как сообщает Диоген Лаэртский, киники «пренебрегают и общим образованием: так, Антисфен утверждал, что достигший здравомыслия не должен изучать словесность, чтобы не сбиться с пути вслед за другими. Отвергают они и геометрию, и музыку, и все подобное. Так, Диоген, когда ему показали солнечные часы, сказал: “Полезная штука, чтобы не опоздать на обед!”» [1, c. 246-247]. Однако это не значило, что они не предлагали собственной альтернативы или отказывались верить в наличие принципиальной пользы воспитательного процесса. В качестве альтернативного варианта общепринятому образованию киники предлагают индивидуальный путь самосовершенствования, ведущий к добродетели. Антисфен в своей книге «Геракл» утверждал, что добродетели можно научить (τὴν ἀρετὴν διδακτὴν εἶναι) [1, с. 247]. Вопрос состоит в том, каким образом происходит это научение? Киники полагали, что только через упражнение. Так, Диоген Синопский «говорил, что есть два рода упражнения (ἄσκησις): одно – для души, другое – для тела; благодаря этому последнему, привычка, достигаемая частым упражнением, облегчает нам добродетельное поведение. Одно без другого несовершенно: те, кто стремится к добродетели, должны быть здоровыми и сильными как душой, так и телом» [1, с. 236]. Особенностью кинического способа достижения добродетели является его прикладной характер. Избрав главным критерием и способом достижения добродетельности природу, они решили, что воспитательная рекомендация в данном случае может быть только одна – «следуй природе!». Причем исполнение данной рекомендации не включало знание логики, диалектики и физики в качестве предварительных условий.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=