Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 129 поисками логической и онтологической основы. Вопрос личного совершенства фактически заменяется на вопрос об осведомленности, об уровне эпистемической уверенности. В этом месте сократическая философия переходит уже в платоновскую. Для стоиков идея воспитания и самовоспитания представлялись чрезвычайно важными, поскольку с этими идеями было связано «искусство жизни» – умение действовать согласно природе. Забота о душе, рассматриваемая в «Алкивиаде I», по сути, есть стремление выпестовать в себе рациональное начало, подавить страсти и укрепить разум, что в целом совпадает с этической программой стоиков – достижение наилучшего расположения через искоренение неверных суждений относительно вещей внешнего мира. Если соотнести ранее реконструированный нами космополитический настрой философии Сократа с образовательной составляющей его философии, то мы получим теоретико-практическую парадигму, в рамках которой человечество рассматривается как единое сообщество разумных существ, стремящихся к самосовершенствованию, и задачей каждого члена этого сообщества является собственное воспитание и воспитание всех потенциальных членов. Ради общего блага гражданин мирового полиса должен стремиться к добродетели и помогать на этом пути всем людям. Наследниками и продолжателями этой традиции стали стоики, поскольку в полной мере откликнулись на оба ее компонента – идею мирового гражданства и образовательную программу. Ригоризм киников имел иную природу, нежели ригоризм стоиков. Как представляется, за счет полисемантичности понятия «природа» стоики смогли включить в круг обязательств мудреца и человека, стремящегося к добродетели не только подчинение космическим законам, но и достаточно терпимое отношение к существующим полисным установлениям. Другая причина, согласно нашей гипотезе, заключается в том, что киники по- иному восприняли образовательный пафос философии Сократа. Воспитание и самовоспитание – являются чрезвычайно важными элементами почти для каждой философской школы Античности. Выше мы уже сказали о значении воспитательной составляющей для философии Сократа и стоиков. Прежде чем переходить к киникам, следует отметить, что образование и воспитание можно понимать в двух смыслах – в первом речь идет о традиционном образовательном процессе, включающем овладение предметами, которые позже будут названы семью свободными искусствами (в числе которых были грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия и музыкальная теория), в общем, то, что выше было названо ἐγκύκλιος παιδεία. А.-И. Марру отмечает, что это понятие имеет довольно расплывчатые контуры и в зависимости от употребления колеблется между двумя полюсами: «во-первых, это общая культура, которая подобает порядочному человеку, без непосредственной связи с конкретным образованием, объединяющая вклад всех разновидностей последнего – среднего и высшего, школьного и личного. Во-вторых, это базовая культура, пропедевтика, προ-παιδεύματα, которая должна подготовить ум к восприятию

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=